Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Выражение

Модель выражает свою личность и свое состояние посредством позы, жестов, мимики и форм тела, художник, напротив, "говорит" линиями, поверхностями, структурами...

Перевод языка тела модели в "язьык картины "требует от художника oпреде ленных способностей к абстракции: он должен выявить, какие факторы (фор мы, затемнения, структуры) обусловли вают именно это выражение, какие из них он может, а какие должен опустить чтобы не отклоняться от изображения существенного.

Чувствуете остроумие этого рисунка углем? Лицо и очки, непринужденная поза модели и плавные округлые линии, которыми подчеркиваются характерные части тела, а второстепенные просто опускаются, и этот эффект достигнут.

Выбор материала для рисования также играет большую роль: так, например, мягкость размытого угольного штриха может подчеркнуть и усилить очарование и женственность модели, в то время как жесткий штрих тушью, вероятно, был бы менее уместен для выражения этих черт

.

Тени на теле и темная поверхность в верхней части лица подчеркивают задумчивую печальную позу модели. Композиционно напряжение в картине усиливается затемнением по ее верхнему краю: перемещение веса вверх привносит беспокойство; если бы эта поверхность располагалась внизу, то появилось бы ощущение покоя и прочности.

Угол зрения на модель оказывает решающее влияние на выражение картины, если, например, вы смотрите на фигуру сверху, то она кажется круглее, приземистей, меньше, часто даже спокойнее, в то время как та же поза снизу выглядит динамичной, мощной, пожалуй даже патетичной.

Найдите угол зрения, который подчеркивает и усиливает выражение рисунка. Для этого вы должны спокойно обойти вокруг модели и изучить, как разные ракурсы могут изменять выражение одной и той же позы.

Вид сверху. Замкнутая, почти квадратная форма, возникающая при этом ракурсе, несет в себе покой и, наоборот, линия, описывающая квадрат, снова привносит некоторое напряжение. Тень создает собственный графический центр тяжести.

Если вы проводите мягкие или жесткие линии, добиваетесь живости за счет меняющейся насыщенности штрихов создаете переходы или делаете резкие края и изломы, - все это оказывает влияние на эффект от рисунка или да же может определять его. К таким средствам выражения относятся так же сочетание темных и светлых пятен на рисунке.

На первом листе быстрый прямой штрих и лишь поверхностно намеченный набросок подчеркивают динамику позы музейной фигуры. Возникает впечатление "переменчивости", которое очень подходит подвижной позе фигуры

Второй рисунок, моделированный в резком контрасте светлого и темного, немного снижает выразительность фигуры: спо— танность теряется, она кажется более статичной.

Многочисленные пунктуально размещенные темные пятна создают, например, впечатление беспокойства, в то время как сплошные темные поверхности кажутся спокойными. Неспокойный рисунок вы можете, таким образом, "успокоить", соединив отдельные темные поверхности мягким серым тоном. Или используйте тонированную бумагу, смягчающую и уменьшающую контрасты. И наоборот, у вас есть возможность оживить "скучный" рисунок акцентированно размещенными темными поверхностями.

Не бойтесь также комбинировать материалы: тушь и уголь, акварель и карандаш... Эксперимент стоит того.

Мягкие нежные линии карандаша подчеркивают выражение этой лежащей обнаженной фигуры: покой, расслабленность, мягкость.

Что это? Пожалуй, нужно посмотреть дважды, чтобы в этой почти абстрактной форме узнать человека. Этот отчуждающий эффект становится благоприятным благодаря необычной перспективе. Ступня, отчетливо видимая на переднем плане, помогает затем взгляду все же увидеть еще кое-что.

Для того чтобы выражение рисунка обнаженной натуры сконцентрировать на определенной цели, на определенном центре тяжести, художник может обратиться также к жестким средствам, которые, возможно, очень далеки от реалистичного изображения. Если например, он изображает фигуру только частично или пунктирно, то внимание в результате этого направляется на определенные части фигуры. Или он совершенно сознательно меняет, преувеличивает, искажает формы тела или пропорции ради выражения: так, вытягивание пропорций создает впечатление элегантности и грациозности, их изменение в сторону коротких, широких форм тела кажется, наоборот, подчеркнуто сильным и массивным. Особенно увеличение головы и кистей рук. сильнейших носителей выражения человека наряду с языком тела, придает выражению рисунка подчеркнутое значение.

Пример возможного эффекта "незавершенной" обнаженной натуры: фигура из-за своей оставленной открытой левой половины тела кажется вырастающей из окружающего пространства. Возникает напряжение, придающее рисунку очарование и выражению обнаженной натуры что-то таинственное.

Серьезность, покой, концентрация. Это впечатление передают отделка черт лица, замкнутая форма и тело, сохраняющее равновесие.

   
   

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz