Основные
понятия учения о колорите
В этой главе мы коротко, но содержательно рассмотрим
важную тему. Для практической живописи теоретические знания подобного
рода просто необходимы. Цвет является предметом исследований различных
наук, например физики, психологии, философии и, разумеется, изобразительных
искусств. Цвет - это не только феномен физики (свет), но и феномен
нашего восприятия действительности (психология, физиология). Наш
глаз воспринимает свет как светлое-темное и как цвет, в нашем
мозгу это накапливается как информация и становится индивидуальным,
неповторимым ощущением и опытом. Солнечный свет -объективный,
физический факт, восприятие его, однако, всегда подчиняется состоянию
и возможностям наблюдающего живого существа. Материал объекта
"поглощает" (абсорбирует) часть света, так как он не прозрачен
как фильтр (бесцветное стекло). Оставшийся отраженный свет (рефлексия)
мы воспринимаем как цветовой раздражитель и определяем его названием
цвета. Пример: мы видим яблоко зеленым. Зеленый цвет, тем самым,
это рефлектированный остаточный свет, остальная часть света поглощается
поверхностью объекта (яблока), то есть абсорбируется. Свет составлен
из цветов (из цветного света). Этот феномен мы можем наблюдать
в каждой радуге.
Значимыми признаками цвета (света) являются:
• цветовой тон (длина волны света)
• насыщенность, чистота, доля спектра
• яркость
Спектр
Спектр (лат. spicere - видеть) - это цветная область
спектральной ленты, которую воспринимает человеческий глаз. Примерно
в 1700 году английский физик Исаак Ньютон в ряде физических опытов
исследовал феномен "радуги". С помощью стеклянной призмы он сумел
"преломить" один-единственный световой луч и разложить падающий
белый солнечный свет на его спектральные цвета.
Спектральная лента
В области спектра (спектральных цветов) инфракрасный
простирается до ультрафиолетового. Спектральная лента на обоих
концах объединяется и образует наш (спектральный) цветовой круг.
На основе этой элементарной закономерности появились последующие
цветовые системы. Спектральные краски по порядку расположения
называют также цветами первоочередными или первичными (в русских
исследованиях это основные цвета). Вместе они дают белый свет.
Спектральные цвета не содержат примесей других цветов.
Спектральная лента.
Смешанные цвета (опыт со светом)
Если смешивают часть спектральных цветов, то появляется
смешанный цвет. Если, к примеру, постепенно затемнить красный
цвет и примешать остальные спектральные цвета, то появляется смешанный
цвет зеленый. Итак, зеленый является цветом спектра, но также
смешанным цветом. Если удается разложить зеленый световой луч,
то речь идет о смешанном цвете; если луч света не удается разложить,
то появляется спектральный цвет. Большинство имеющихся цветов
является смешанными цветами. Мы называем их также цветами второго,
третьего и т. д. порядка.
Дополнительные цвета
Если поочередно затемнить отдельные спектральные
цвета одного спектра и примешать соответственно остальные, то
появляющиеся смешанные цвета будут называться дополнительными
или также контрастными к затемненным цветам спектра. Появляющиеся
смешанные цвета превращают соответствующие затемненные спектральные
цвета снова в белый цвет (на практике точнее в серый цвет). (complere
- лат. дополнять, заполнять).
Аддитивное (сочетательное) и субтрактивное
(вычитательное) смешение цветов
Если перемешивают цветной свет путем проецирования
цветных световых лучей, то это называют аддитивным (сочетательным)
смешением цвета (свет + свет + свет + и т. п. сочетается в белый
свет). Спектральный красный и спектральный зеленый, например,
не являются дополнительными. Оба световых луча, наложенные друг
на друга, дают желто-оранжевый свет (сравните со схемой дополнительных
цветов).
Аддитивное смешение цветов.
Если смешивают цвета (пигменты, смесь различных
цветовых веществ, материалов), то результат смешения будет все
замутненнее и темнее: световой тон этого смешанного цвета убывает,
отчего и появилось название субтрактивного (вычитательного) цветового
смешения. Результаты физических опытов со светом можно перенести
и на живописные краски (цвет как субстанция).
Субтрактивное смешение цветов.
Сумма всех световых цветов дает белый цвет (аддитивное
смешение цветов). Сумма всех цветов красок дает серо-черный цвет
(субтрактивное смешение цветов).
Интересным вариантом цветового смешения является
так называемое
Медиальное смешение цветов
Здесь мы попытаемся осуществить своего рода аддитивное
смешение цветов. Собственно процесс смешения происходит перед
глазами наблюдателя: например, сделаем цветные точки желтой краской
и поочередно фиолетовым цветом на большой площади и полностью
ее покроем этими цветами, то есть возьмем плоскость картины не
как желтый и фиолетовый, а как средний серый (сравните принцип
дополнительных цветов в опытах со светом). Наши глаза теперь не
в состоянии отделить каждую отдельную цветную точку, они не различают
желтый от фиолетового, они "устают" и воспринимают "усеянную цветными
точками" плоскость как единое целое. При этом желтые точки не
теряют своей яркости, они не замутняются (желтые и фиолетовые
пигменты дают темный матовый серый цвет). Таким образом происходит
своего рода аддитивное смешение цветов, которое мы называем медиальным
потому, что медиумом смешения цветов являются глаза. Мастера пуантилизма
(point - франц. точка, постимпрессионистское течение в живописи,
особенно распространенное во Франции) использовали это явление
в своих работах.
Так как в основе все опирается на явление спектра,
цвета живописных красок должны выступать в чистой форме, а не
смешанными. Смешанные краски, так сказать, "разделяются", отсюда
происходит и название другого постимпрессионистского течения -
дивизионизм (от франц. слова division (разделяться)).
Собственные цвета предметов
Уже было сказано, что предметы (объекты) на основе
своих материальных или поверхностных свойств абсорбируют свет
и только часть его рефлектируют (отражают) как остаточный свет,
который мы определяем как тот или иной цвет. В живописи говорят
также о цвете предмета. Цвета предметов зависят от освещенности.
Если предмет рефлектирует, к примеру, одинаково сильно все спектральные
цвета, он кажется белым. Если все спектральные цвета рефлектируют
одинаково слабо, он кажется нам (тот же предмет!) серым. Ночью,
как известно, все кошки серы. Если тот же предмет равномерно и
полностью абсорбирует (поглощает) все цвета спектра, он кажется
нам черным. Эти явления особенно большое значение имеют для театральной
живописи.
Круг смешения цветов
Лента спектральных цветов, спектральный круг, строится
из чистых и несмешанных пигментов. Получившийся цветовой круг
мы называем (в широком смысле) кругом первичных цветов. Здесь
тоже есть смешанные цвета: первичный цвет + первичный цвет = смешанный
цвет.
Центр смешения нашей цветовой модели состоит из
"цветного" серо-черного цвета, так как он представляет собой сумму
всех цветов. В противоположность этому имеется "нецветной" серый
цвет, который состоит только из смешения белого с черным. Множество
возможных оттенков от белого до черного дает так называемую (нецветную)
ось серого цвета.
Модель круга первичных (основных)
цветов и круг смешанных цветов, построенный исходя из шести основных
цветов спектра.
• Цветные цвета
Под этим понятием имеются в виду все чистые цвета цветового круга
( в ряде российских учебных пособий для художников к группе основных
цветов относят красный, желтый, синий) , а также их дополнительные
смешанные цвета. При таких смешениях говорят о (дополнительном)
преломлении цвета.
• Нецветные цвета ( в науке о цвете, цветоведении,
можно встретить указание на то, что белые, серые и черные цвета
называют ахроматическими (в переводе на русский - бесцветными)
в отличие от хроматических - цветных). Дополнительно содержат
черный или белый. При добавлении черного говорят о замутнении
или притемнении цвета. Если примешан белый, то цвет называют осветленным.
Смешение дополнительных цветов
Мы сократим цветовой круг до трех основных областей
желтого, красного и синего цвета и получим по следующей схеме
дополнительные цвета. Например, если смешивают первичный желтый
(желтый I) с синим I в равных частях (1 : 1), то появляется зеленый
цвет как вторичный (зеленый II). От трех основных цветов остается
красный. Смешаем красный I с зеленым II, получается смешанный
цвет III как темный нейтральный цветовой тон: зеленый II является
по отношению к красному I дополнительным.
Оси дополнительных цветов проходят через центр смешения.
Все цвета на любой оси, равноудаленные от центра, являются дополнительными
относительно друг друга. В направлении центра (центральной точки
круга) насыщенность и яркость цвета ослабевают. Цветовой тон становится
нейтральным серо-черным!
Схема: смешение дополнительных
цветов (сравните: дополнительные цвета, опыт со светом).
Дополнительные цвета нейтрализуются (дополняются)
в серо-черный.
Цветовая система и цветовой порядок
Для художника классификация цвета -постоянный хороший
помощник. Даже кажущиеся спонтанными импрессионисты ищут идеальную
систематику цветов. Далее мы укажем три различные, относительно
известные системы распределения цветов и назовем их особенности,
а также различия. Иттен исходит из трех основных цветов, которые
дают цветовой круг из 12 частей. Его цвета обоснованы "психологически",
они не отвечают физической объективности. Как следствие, реально
получаемые смешанные цвета не являются чистыми, так как уже основные
цвета имеют примеси (красный - с примесью синего, синий - с примесью
красного). В своей цветовой звезде он изображает попытку систематизации
цветов, которая дает сумму всех цветов (света) - белый. В принципе,
последние данные о колорите этого рода, а также индустрия составления
цветов любых видов основываются на упрощении цветового круга.
Современная полиграфическая индустрия (четырехцветная офсетная
печать) уже давно пользуется этим. Здесь как основные цветовые
тона используются нейтральный желтый (чистый желтый), синий и
пурпурный, а также нейтральный черный. Названные цвета в физическом
отношении чистые, то есть они не содержат примесей или другого
основного цвета. Все остальные цвета можно с ними смешать. Между
тем эти цвета существуют и как художественные цвета красок. Это
дает большое преимущество, которое состоит в том, что при работах
на пленэре можно не носить с собой очень много материала. Некоторые
виды можно зарисовать, лишь дойдя до них пешком, и здесь можно
считать просто благословением, если не приходится носить с собой
слишком много тяжелых красок, не ограничивая себя в их применении.
Современный художник вполне может обойтись этими тремя основными
цветами: желтым, синим и пурпурным, а также нейтральными: черным
и белым. Теперь почти само собой разумеющимся считается нечто
вроде цветовой системы, которая к тому же объективно правильна.
Иоганнес Иттен (1888-1967).
Гаральд Кюпперс (1928).
Стандартная система DIN 5023 по
Pelikan (1988/89).
Г. Кюпперс в своей модели исходит от цветовых полей
и от "физически правильных" цветов (желтого, синего и пурпурного).
По ним он осуществляет смешение до белого цвета, центр здесь тоже
(за счет высветления белилами) белый. На его теории основывается
цветовая система DIN 5023, которой руководствуются наши выводы.
Как уже было упомянуто, современная цветовая индустрия,
которая использует в производстве научные данные, на практике
значительно облегчает работу как ученикам, так и художникам-профессионалам.
Систематика смешения цветов (по
Pelikan, DIN 5023).