Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Натяжка холста

После соединения подрамника с клиньями холст нужно обрезать с каждой стороны, оставив припуски шириной около 5 см.

При этом важно, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника. Если холст будет перекошен, то его невозможно будет натянуть ровно!

Холст закрепляется сначала на одной длинной стороне в середине, затем по внешним краям справа и слева. После этого так же закрепляется с противоположной стороны.

Растягивайте холст легко и равномерно!

Теперь зафиксируйте холст по обеим коротким сторонам подрамника тоже посередине.

Затем натяните холст окончательно по коротким сторонам до углов и так же окончательно по длинным сторонам. Вставляйте скобы каждые 4-5 см. Холст на углах подверните и тоже закрепите скобами.

Готовый загрунтованный холст растягивают, вбивая клинья по углам. Натяжка холста после некоторого опыта покажется все более простой и будет занимать все меньше времени. Незагрунтованные, необработанные холсты не натягивайте слишком сильно. Во время грунтовки он немного перекосится и при этом значительно растянется.

Выступающие припуски в конце обрежьте ножницами или резачком вдоль рамки.

Имеет смысл натянуть сразу несколько холстов на подрамники разных форматов. Это сократит вам время работы. Большими партиями особенно удобно натягивать незагрунтованный холст. Тем самым вы сэкономите время и на грунтовку.

Подрамники с клиньями больших размеров стабилизируют с помощью средних перемычек, крестовин или двойных крестовин, в зависимости от потребности. Так подрамник не перекосится, а углы останутся постоянно прямыми.

Натянуть холсты маленьких форматов на пленэре можно за несколько минут. Для двух-трех форматов нужно взять соответствующее количество планок для подрамников с клиньями, которые легко состыковываются. Холст (лучше всего холст с универсальным грунтом) можно прибить несколькими специальными гвоздиками. После первого высыхания эскиза (около 6-8 часов) его можно так же просто снять с подрамника.

Подобные эскизы, этюды и т. п. на холсте в высушенном состоянии кладутся друг на друга и без проблем хранятся в картонной коробке. Их вовсе не обязательно сразу же вставлять в рамку.

Процесс грунтовки

О техническом значении грунтовки мы уже говорили. Грунты изолируют краски от полотен, которые в ином случае "поглощают" краски, они одновременно впитывают краски и соединяют их с полотнами. При некоторых видах грунтов необходимо еще дополнительное проклеивание холста. Для наших целей будет достаточно следующих грунтов:
• грунты на основе клея (здесь необходимо проклеивание):
меловой грунт, полумеловой грунт, масляный грунт
• грунт на дисперсной основе (предварительный грунт с дисперсными искусственными смолами):
дисперсный грунт с искусственными смолами, дисперсная краска

Проклеивание холста

Для этого вам потребуется суспензион-ный или костный клей (в России нередко применяют рыбий клей, казеиновый, желатиновый, столярный и др.), используемый в столярных работах. Эти клеи продаются (в магазинах красок) в виде гранулята или в налетах. Ок. 50 г гранулята всыпать в 1 литр воды. Через несколько часов клей разбухнет в холодной воде в форме комков. Теперь клей нужно нагреть на водяной бане; для этого поставьте меньшую кастрюлю в большую. Не доводите до кипения! Клей растворится, станет золотисто-коричневым и прозрачным. После разведения теплой водой клеевой раствор готов. Легкими широкими мазками нанесите его на холст модлером (модлер - мягкая кисть; российские художники пользуются широкой щетинной кистью); будет достаточно единственного, очень тонкого слоя. Холст покрывают в виде сетки, а на обратной стороне по возможности клей не должен проступать. Холст оставьте подсушиться на ночь.

Меловой грунт

Приготовьте меловой грунт по рецепту:

1 часть мела (наполняющего материала, определяющего впитывающую способность грунта)
1 часть титановых или цинковых белил(пигмента, определяющего яркость красок)
1 часть клея, разведенного чуть теплой водой

Этот грунт сильно впитывающий, требует тщательного проклеивания и легко ломается.

Грунт нужно хорошо перемешать в однородную массу, затем развести 1-3 частями теплой воды. Разогреть на водяной бане, при необходимости перемешивать. Предварительно проклеенный холст можно грунтовать. Грунтовать, по возможности растирая модлером "по сухому", мелкими кругообразными движениями, как будто вы хотите что-то напылить кистью. Нанесите несколько очень тонких слоев, давая им просохнуть; таким образом грунт будет хорошо держаться. Если вы нанесете грунт тонким или одним слоем, то он легко разломится или даже осыплется.

Живопись начинается уже с грунтовки.

Наносите грунт несколькими очень тонкими слоями!

Полумеловой грунт

(грунты типа мелового и полумелового, изготовленные с применением клеев в большей или меньшей степени, в практике российских художников соответственно называются клеевым и полумасляным).

Это один из самых употребимых грунтов для масляной живописи. За счет добавления масляного лака для холста меловой грунт становится эластичнее и не впитывает краску так сильно. По этому грунту можно писать масляными красками в любой технике. Лак на льняном масле добавляют в грунт, нагретый на водяной бане, по капле, в последнюю очередь, иначе он сразу же соединится с пигментом (титановыми белилами), появятся комочки, которые уже невозможно будет размешать. Консистенция грунта представляет собой однородную масляно-водную эмульсию. Поэтому массу нужно постоянно хорошо перемешивать, чтобы эмульсия осталась однородной.

Рецепт полумелового грунта:

1 часть мела
1 часть цинковых или титановых белил
1 часть клея, разведенного водой
1 часть воды, чуть теплой 1/2 части лака на льняном масле

Масляный грунт

Грунт приготовить по рецепту. Нанесенные слои будут более густыми, при необходимости грунтованную поверхность нужно разровнять шпателем. Масляные грунты высыхают очень долго и сильно желтеют. Они больше подходят для пастозной техники "алла прима" (для картин, которые создаются за один сеанс).

Рецепт масляного грунта:

1 часть мела
1 часть цинковых или титановых белил
1 часть мела, разведенного чуть теплой водой 1-1,5 части лака на льняном масле

Дисперсный грунт из искусственных смол

Грунт приготовить по рецепту. Он годится для любой техники. Дисперсные грунты позволяют не проклеивать холсты. Холст предварительно один раз грунтуется дисперсией с искусственными смолами (биндером).

Предварительный грунт:
1 часть дисперсии с искусственными смолами на 3-4 части воды

Наносится, как описано выше. Цинковые белила не переносят дисперсного биндера, и поэтому их применять нельзя.

Грунт на искусственных смолах или дисперсный

1 часть мела
1 часть титановых (ни в коем случае не цинковых!) белил
1 часть связывающих веществ из искусственных смол или дисперсного материала (биндера)
2 части воды

Дисперсная краска

Белая, готовая к покрытию дисперсная краска - самый простой способ грунтовки (например, краска для стен). Ее можно нанести сразу же, без предварительной грунтовки.

На практике у каждого художника свои предпочтения, вид и выбор грунта может определяться также задачами работы. В любом случае нужно точно знать, на каком "фундаменте" строится картина. Прежде чем начать писать, по необходимости можно отшлифовать загрунтованный холст мягкой наждачной бумагой.

Грунт, проклеивание (модлером).

Нанесение грунта.

   
1 2
   

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz