Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Материал для живописи

Пигменты и краски

Краска - это красящее (пигмент) и связывающее вещества.

Масляная краска состоит из пигмента (красящего порошка, например богемской зеленой земли) и масла как связывающего вещества (например, льняного масла). Масляные краски можно изготавливать самостоятельно. Пигменты всевозможных видов в порошке продаются в специализированных магазинах готовыми для изготовления красок, то же относится к соответствующим маслам. Растирание пигмента и связывающего вещества в густую вязкую краску отнимает много времени и требует достаточно большого приложения сил. Многие пигменты представляют собой химические вещества, иногда очень ядовитые и вредные для здоровья, поэтому рекомендуется при такой работе защищать рот и нос. Кроме того, самостоятельное изготовление красок часто приводит к еще одной существенной ошибке: если вы недостаточно старательно работали и не полностью растерли краски, то у вас останутся несвязанными так называемые включения пигмента, которые где-нибудь
когда-нибудь обязательно проступят. Включения пигмента "пылятся", написанные участки картины в результате "осыпаются" или в буквальном смысле слова "исчезают с поверхности картины". Обычно пигменты имеют различный вес. Это тоже имеет значение для живописи. 1 кг красного железоокисного пигмента (железной руды) дает меньшее количество краски, чем, например, 1 кг цинковых белил. Плохо связанные тяжелые пигменты скорее "отслоятся" от грунтовки. Большие участки картин в зависимости от пигмента требуют различной обработки.

Использование пигментов дает мастеру уверенность, что он применяет чистейшие вещества. Фирмы-изготовители обязательно указывают на упаковках точный химический состав, а также предупреждают о возможной опасности.

Само собой разумеется, что эти материалы следует хранить в подходящем месте (например, в запирающемся комоде), в закрытой посуде и лучше всего защищать от воздействия света. Обычно продающиеся в магазинах краски в тубах могут быть "облагорожены" (очевидно, имеется в виду добавление пигмента и тем самым уплотнение краски) чистейшим пигментом в небольших количествах. Краски можно "облагородить" и добавлением менее ценных пигментов (например, для подмалевка цинковые белила облагораживают небольшим количеством белого литопона).

Качество пигментов

Не менее важно знать происхождение, качество и живописные свойства пигментов.

Это позволяет более целенаправленно включиться в художественную деятельность. Обратить внимание нужно на следующее:

• Чистота
• Кроющая сила
• Прозрачность
• Способность смешиваться (не все краски смешиваются, случаются несовместимость красок и нежелательные химические реакции)
• Натуральность света (небольшое количество пигментов при смешивании бледнеют, иные могут потемнеть).

Группы пигментов

• Цвета земли (палитра земли) Земли в порошке различных цветов, а также в натуральном состоянии, в том числе и жженые (что дает красноватый тон). Названия красок часто указывают на их происхождение. Например, богемская зеленая земля, зеленая Веронезе, натуральная или жженая сиена, умбра, охра и т. п.

• Окиси металлов

Некоторые краски - окисления металлов, например, окись коричневого, ржаво-красный (окиси железа).

Схема включения пигмента.

Настоящие краски из металлов или окисей металлов очень дороги: в частности, кадмий, киноварь, которые изготавливаются из ртути; названная последней группа красок к тому же еще очень ядовита!

Другие примеры: свинцовые белила (свинец!), цинковые белила (оксид цинка), титановые белила, зеленый хром, кобальт и т. п.

• Минералы

например, ультрамарин (ляпис-лазурь)

• Химические краски

Пигменты этой группы в основном изготавливаются из смол. Мелы или земли, смешанные со смолами, дают новые краски, так называемые "заменяющие" или искусственные краски, например: киноварь(искусственная), синий кобальт, синий гелиоген (искусственный).

Более разумно работать искусственными красками, чем с ядовитыми натуральными веществами.

Пигменты (порошковые краски).

Краски в тубах

Пользование красками в тубах даст вам возможность отказаться от трудоемкого растирания красок. Краски в тубах уже соединены со связывающими веществами. Это важно для живописных работ. По этой причине к краске из тубы не нужно добавлять так много разбавителей и масел, так как иначе соотношение пигмента и связывающих веществ не будет соответствовать требованиям масляной живописи Слишком много связывающих веществ приводит к недостатку пигмента, то есть пигменты "рассредоточиваются". на поверхности картины не появляется сухого слоя краски, а лишь сухая "пленка", что приводит к растрескивание красочного слоя.

Обычные в торговле обозначения масляных красок в тубах разделяются на "рафинированные или экстрарафинированные художественные масляные краски" (очень высокого качества и поэтому очень дорогие) и "академические" или "краски для ученических эскизов" (легкие в применении, в которых содержатся не такие качественные пигменты, в большинстве случаев почти одинаковой цены в зависимости от величины тубы).

Краски в тубах.

Кисти.

При покупке нужно проследить за тем, чтобы из тубы не вытекали связывающие вещества (в таких красках содержится слишком много связывающих веществ, слишком мало или недостаточно пигмента). Используемые пигменты по возможности должны быть чистыми, не "улучшенными" и не "разбавленными". Иначе лучше купить отдельно пигменты и разбавители за более высокую цену. В любом случае лучше доверять таким краскам в тубах, где наряду с названием цветового тона указаны также химический состав и сведения о кроющей силе (прозрачности), возможных опасностях для здоровья и т. п.

Будет достаточно покупать очень дорогие или редко используемые цветовые тона в маленьких тубах (например, ли-монно-желтый или натуральный фиолетовый). Тубы должны быть емкостью от 7,5 до 350 мл. Предпочтительнее краски в тубах размером от 35 до 55 мл. Они содержат достаточное количество краски на довольно длительное время занятий и при этом не высохнут. Большим преимуществом красок в тубах является то, что они равномерно хорошо смешиваются с другими красками, что не всегда получается при самостоятельной работе с пигментами. Еще лучше пользоваться красками одного производителя. Хорошую продукцию различных изготовителей тоже без проблем можно смешивать друг с другом.

По возможности не оставляйте тубы с красками в открытом виде, даже если они кажутся очень свежими. Процесс высыхания все равно начнется, что в дальнейшем затруднит работу с краской.

Постарайтесь не запачкать резьбу на тубах и крышках и по возможности сразу же вытирайте с них остатки краски. Навинчивайте на тубы именно их крышки, чтобы, к примеру, желтая краска оставалась желтой и не происходило нежелательных смешений. Тубы с красками не следует класть непосредственно под лучами солнца. По мере потребления краски тубы можно скручивать. Храните краски в не слишком холодном месте и в прочном ящичке.

Виды масляных красок в тубах

Уже названные масляные краски изготовлены на чистых связывающих веществах (льняное масло, маковое масло). Дополнительно имеются еще и другие полезные продукты, которые в большинстве случаев предварительно смешиваются с вышеназванными красками.

• Масляные краски на основе смол Великолепные продукты! Наряду с льняным, маковым и подсолнечным маслом в связывающих веществах дополнительно содержатся натуральные смолы (мастике, даммар и т. п.), а также искусственные смолы. Они повышают яркость красок, благодаря им слои красок высыхают очень равномерно.

• Алкидные краски

Алкидные смолы в связывающих средствах равномерно и быстро высыхают. Это дает возможность быстро работать. Правда, в процессе смешивания и добавления алкидных средств (торговое название "ликвин") чуть замутняется цвет, что может немного сбить с толку. Однако при высыхании замутнение пропадает. Сухие слои красок очень стабильны, эластичны и резистентны (аналогично акриловым краскам = искусственные биндеры). Они смешиваются с обычными масляными красками. За счет быстрого высыхания их легко применять при работе над пейзажами, особенно на пленэре.

• Чистые масляные краски Продаются в виде красок для ученических и художественных эскизов. При высыхании они образуют стабильный красочный слой (см. связывающие вещества).

• Водорастворимые масляные краски (в практике российских художников не встречаются масляные водорастворимые краски, т.к. масло обычно не растворяется в воде, возможно, автор имеет в виду акриловые краски). Это новое поколение масляных красок. Как ни парадоксально это звучит, эти масляные краски готовят на водной основе, но они высыхают, не растворяясь в воде. Это, естественно, имеет значение для людей с аллергической реакцией на некоторые материалы (например, на скипидар). О самом существовании этих красок, и прежде всего о заключенных в тубах связывающих веществах, немногое известно. Выбор цветовых тонов здесь весьма ограничен. При работе с такими красками нужно обладать некоторым опытом. Очень много приходится смешивать самостоятельно, причем при разведении красок водой появляются сильные молокообразные замут-нения. Тогда радость может быстро сменить разочарование. Но, имея некоторый опыт, с этими красками можно работать вполне успешно, в том числе на пленэре, так как воду можно найти скорее, чем другие средства для разведения красок. К тому же уверяют, что вода, использованная для мытья кистей, является одним из видов щелочей и не вредит окружающей среде.

Обязательно всегда рисуйте "жирным" по "тощему"!(здесь и в дальнейшем имеется в виду густой, "жирный" слой масляной краски с большим количеством масла и тонкий, "тощий" слой с малым количеством масла). Это правило античных живописцев актуально до сих пор. Это профессиональный принцип техники масляной живописи!

• Оттеночные краски Живописные масляные краски можно оттенить небольшим количеством ка чественных масляных оттеночных красок,

В чистом виде никогда не следует применять оттеночные краски, так как разведенные минимальным количеством связывающих веществ, они не высыхают. Поэтому разбавители рекомендуется добавлять соответственно как для "жирного слоя" (см. материалы для живописи, связывающие вещества). Здесь добавляют смесь из льняного масла и небольшого количества даммарного лака (смолистого масла).

Связывающее средство для живописи Свойства Применение

Настой терпентина/уайт-спирит(лаковый керосин-известен российским художникам как очищенный керосин)(!)
(В)

очень летучий,бесцветный, слабосвязывающий, слаборастворяющий живопись с предварительным наброском, подмалевок, разведение красок: краска становится "тощей"
Скипидар (!)
- бальзам (В)
- ректификат
бесцветный, летучий,"тощее" масло, слегкасвязывающий, растворяющий краски, быстро высыхающий подмалевки, сухие "тощие"слои красок. Для разведения красок: краски становятся "тощими", растворяющее средство
Льняное масло
- облагороженное
- холодного отжима
масло для живописи,жирное, слабо окрашивающее в желтоватый цвет, самое лучшее связывающее вещество,старинное средство для живописи, длительное время высыхания применяется в небольших количествах, стабилизирует средние и верхние слои краски, хорошо подходит для живописи в технике "алла прима", делает краски гладкими, выравнивает процесс высыхания, стабилизирует слои красок.
Маковое масло бесцветное, почти не передающее желтоватый цвет, длительное время высыхания хорошо смешивается с льняным маслом в жирный разжижитель для масляных красок, применяется в небольших количествах, годится для многослойной живописи и живописи сырым по сырому.
Подсолнечное масло
Масло из грецких орехов
одинаково хорошие свойства, аналогичные льняному маслу, очень долго высыхают.  

 

   
1 2 3 4
   

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz