Упражнение
6. Укорачивание
Цель упражнения
Научиться видеть укорачивание деталей фигуры; исключение
знания "истинных размеров"; измерение!
Модель/поза
Сидящая, фронтальный вид.
Освещение
Контурный свет.
Материал
Графитовый стержень. Твердый карандаш. Мягкий карандаш.
Бумага для эскизов.
Продолжительность
От 30 до 40 мин.
Техника восприятия и наблюдения
"Наблюдение и изображение труб".
Вариант
Модель/поза: сидящая, вид вполоборота; лежащая.
Сидящая обнаженная натура: облегчение для модели,
новый вызов художнику! Изменилось соотношение размеров: голова
и торс кажутся меньше, т.к. расположены дальше; бедра видны не
в полную длину и выглядят короче. Проблема изображения частей
тела состоит в том, что известны размеры головы, бедра или руки,
и это знание временами вспыхивает в мозгу искрой. Нам буквально
не по нутру нарисовать бедро такой же длины, как рука. Попытайтесь
не думать, а смотреть без предубеждения. Несколько измерений помогут
вам поверить своим глазам.
Этапы рисования
1 Начинайте снова с измерения: измерьте с
помощью карандаша или измерительной рейки длину голени от верхнего
края колена до пятки. Проложите еще раз этот отрезок сверху вниз,
отметив ногтем большого пальца точку замера на высоте колена.
В какую точку тела попадает острие вашего карандаша? На подбородке,
на носу, у начала волосяного покрова на голове или вообще в точку,
расположенную выше головы? Чем ближе вы придвигаетесь к модели,
тем выше располагается эта точка. Попробуйте сделать это с разных
расстояний!
2 Запишите или отметьте на листе бумаги место
этой точки тела и сделайте графитом грубый набросок фигуры, начав
работу с изображения голени и головы и лишь после этого торса.
При этом полагайтесь на свои измерения!
Таким образом возникает слегка бесформенное пятно,
которое, отражая пропорции модели, дает пока очень небольшое представление
об объемах.
Совет
Для измерения остальных деталей используйте размер
головы - это можно применить на практике, даже если в результате
укорачивания и пространственного сдвига не действительна схема
пропорций стоящей фигуры.
3 Затем нарисуйте в виде блока и без деталей
стул, основу фигуры. Особое внимание обратите на расположение
сиденья, вычислив с помощью карандаша углы, изменившиеся в диагональной
перспективе. Изобразите также тонкими линиями края, закрытые сидящей
моделью. Это окажет большую помощь при передаче объемности фигуры.
4 Теперь определите положение и длину отдельных
частей тела. С помощью простой, но эффективной техники восприятия
легче правильно увидеть укороченные части тела и снова исключить
мешающее знание истинной длины тела.
Представьте себе модель в виде структуры, состоящей
из одних труб. Затем направьте свое внимание на соотношение длины
различных труб в перспективе. В связи с этим предлагается маленькое
упражнение: