Пейзаж
Создание пейзажа прибавляет нам опыта в пространственном
построении картин. Здесь у нас нет возможности аранжировать реальность,
как при натюрморте. Здесь мы "ничего не значим", в пейзаже мы
зависим от внешних обстоятельств, от освещенности и от погоды.
Именно тогда, когда выезжаешь на этюды, путешествуешь, появляются
мощные впечатления, которые нужно перерабатывать. В результате
работа над картиной, живопись остается той же: в пейзаже, сидя
перед сюжетом и мотивом, художник вырабатывает структуры картины,
которые строят изображение. Мы не срисовываем с реальности, а
создаем. Частые упражнения в работе делают почти чудеса. От стенограмм,
от вырисовывания контуров до почти проработанных этюдов в контрастах
светлого и темного в техническом плане - все идет на пользу. Фотографии
"читаются" намного сложнее, потому что мы не сами переживаем в
себе впечатления от пространства и не передаем его на полотне.
Мы выбираем подходящее место и "устраиваемся" там. Так называемый
видоискатель может нам помочь найти нужный формат. В листе картона
вырежьте прямоугольник, по возможности пропорционально формату
картины. Это "окошко" напоминает видоискатель фотоаппаратов. Со
временем у вас появится опытный взгляд. Набросок делаем, едва
вдаваясь в детали, на подготовленном холсте, то есть предварительно
на загрунтованный холст нужно нанести несколько цветных слоев
и подсушить их так, чтобы холст не слишком сильно впитывал краску.
Лучше всего писать в технике "алла прима". При работе на пленэре
рекомендуется взять с собой два холста одинакового формата. После
проделанной работы мы складываем обе плоскости картины лицом друг
к другу. Между ними прокладываем либо две узкие деревянные планки,
либо на четырех углах прокладываем маленькие кусочки пробок. Поверхности
картин находятся внутри, свежие слои красок не касаются друг друга
и не подвергаются опасности быть поврежденными снаружи. Так вы
в сохранности донесете свои работы до дома.
Пейзаж с каменоломней в Рисе,
40 х 50 см
Сюжет: пейзаж с каменоломней в Рисе (Германия).
Мы нашли подходящий мотив для пейзажа. Речь идет
о каменоломне в Циз-вингене в Рисе близ Нордлингена (Швабская
Юра). Условия: послеобеденное освещение, октябрьский день, очень
прозрачно, чуть туманно. Цветовые контрасты дополнительные, светлые
с темным, пейзаж воспринимается монохромным. На переднем плане
находится сочная зелень, на небе довольно много нюансов с тонкими
переходами от синего к серо-синему. Каменоломня в пейзаже выделяется
светлым цветом (неаполитанский желтый светлый).
Первый этап работы над картиной
замысел композиции Слева на среднем плане картины
кровля дома чуть светлее, что послужит цветовой открытости. Между
ними находится цветовая структура теплых тонов земли, тонов английского
красного, ряд крыш домов, обрамленных деревьями с осенней листвой.
Угол зрения и точка стояния для композиции выбраны довольно фронтально.
Художник смотрит на сюжет почти под прямым углом. Группа домов
кажется похожей на натюрморт. Выбран определенный пейзажный аспект.
Пейзаж и натюрморт таким образом становятся близкими сюжетами
живописи. Работа происходит непосредственно на пленэре. Она требует
сконцентрированности и быстроты. Здесь картина тоже написана в
технике "алла прима".
Первый этап
Делаем быстрый композиционный эскиз тонкой цветной
глазурью непосредственно перед мотивом. Используемые краски: умбра
и английская красная. Особые акценты, такие, как силуэты деревьев
и домов, нанесены зеленой богемской землей. Цветовая палитра,
как на натюрморте, дополнена ультрамарином и натуральным оливково-зеленым.
Второй этап работы над картиной
Передний план картины, зеленое поле, прорабатывается
на этом этапе быстрыми ритмичными ударами кисти. Используется
глубокий оливково-зеленый, в зеленую богемскую землю добавляется
немного охры. Участки светлых и зеленых тонов на домах закладываются
в первую очередь. Намечаются холмы с лесами. Целое при этом по
возможности оставляется открытым. На третьем этапе прорабатывается
группа домов, передний план и при необходимости участки неба.
Второй этап
Ритмически широкой плоской кистью наносим краски
для неба, смешанные из синего и белил. Штрихи кистью сплетаются
или размываются многочисленными горизонтальными и вертикальными
мазками в однородную цветовую поверхность. В той же технике равномерно,
ритмично, свободными движениями руки, различными тонами зеленого
(зеленая земля, оливково-зеле-ный, золотая охра) закладываем передний
план, при этом штрихи кистью делаем рядом друг с другом. Таким
образом появляется отчетливо структурированное поле, не перегруженное
деталями.
Третий этап работы
Основным пунктом является план с плоскостями домов,
которые почти как геометрический узор проходят по среднему плану
картины. При этом важно дома не копировать, не портретировать
и не стремиться проработать детали, а ритмично нанести треугольники,
параллелограммы, ромбы и т. п. (возможно, речь идет об обобщении
объемов и плоскостей), которые прекрасно вписываются в данный
сюжет. К этому добавляется расположение света уступами. Трубы
и скаты крыш служат точному отражению света, который падает сбоку
справа. Игра света выражена теплыми земляными тонами до капут-мортуум
и матово тонирована. Тени тоже накладываются цветом. Цвета не
затемняются, а преломляются (последовательно наносятся рядом).
Затем прорабатывается каменоломня, а также небо и лес. Группы
деревьев уже отчетливы, так что этот участок в технике "алла прима"
при следующем этапе работы все еще останется открытым, его можно
прорабатывать почти до самого конца работы над картиной. В завершение
прорабатывается передний план картины: зеленое рапсовое поле.
При выписывании рапсового поля решающим является то, чтобы не
пытаться передать растительность по отдельности, лист за листом.
Это было бы ненужным напряжением и почти невозможно, к тому же
это свидетельствовало бы о фотографической реалистичности. Поэтому
нужно попытаться имеющуюся структуру передать за счет материи
цвета. Еще это можно подчеркнуть за счет направления света. Здесь
отчетливо видны темные зеленые и светлые, освещенные зеленые волны,
а между ними даже желтые цветы. Легкое "колыхание" поля нужно
передать ритмическими ударами кисти.
Третий этап
Акцентируются дома, крыши и тени на среднем плане.
Изучаются переходы света и теней. Каменоломня плоскостно прорисовывается
тонами охры. Преломленными смешанными цветами охры и белил наносятся
матовые цветовые акценты и тем самым передается структура каменоломни
(по-видимому, имеется в виду поочередное нанесение рядом мазков
охры и белил).
Четвертый этап
Очень небольшим количеством английского красного
на небе делаются темные цветовые акценты, которые размываются
с небесно-голубым. Передний план прорабатывается вторично, чтобы
придать движение соединяющим структурам, форме поля и волнам колышущейся
на ветру травы. Контуры силуэтов деревьев на фоне неба "размываются"
с небом, при этом "работают" от небесно-голубого до оливково-зеленого
цветов. Окончательный вариант завершается проработкой деталей
на переднем плане: ритмика цвета рапсового поля вписывается в
геометрию всей картины.
Окончание работы над картиной
Рапсовое поле нужно переработать еще раз, при этом
передать ритмическими движениями игру света между светлым и темным
желто-зеленым до самого темного зеленого тона и не пытаться вырисовывать
лист за листом. Нужно равномерно стараться обосновать растительность,
структуру, ее "жизнь" в картине как цветовой материи.
Картину пока можно считать законченной, по крайней мере в том
аспекте, который касается работы на пленэре. Этот этюд тоже был
сделан в технике "алла прима".
После подсыхания можно в любое время при подобной
же погоде, подобном освещении еще раз перед мотивом или по памяти
переработать отдельные участки картины, тогда это будет многослойная
техника. В каждой работе на пленэре следует подождать, что произойдет
с мотивом дальше. Часто спонтанное впечатление, которое было зафиксировано
на природе, становится со временем еще более отчетливым и живым.
Тогда оно в полном объеме может проявиться в ателье, в пространстве.
Часто на природе кажется, что был сделан лишь минимум того, что
нужно было бы реализовать. Это и не может быть иначе ввиду многообразия
и роскоши природы. В конце концов часто с удивлением обнаруживаешь,
как много все же было зафиксировано в этюде, сделанном на пленэре.
Пленэрная живопись
Живопись на пленэре (под открытым небом), в основном
это пейзажи и экс-терьеры, требует некоторого опыта и "тренировки".
Не всегда все легко выходит из-под руки. Если вам не удается сразу
продвинуться вперед, как вы это себе представляли, то нужно просто
дать себе время и насладиться открывающимся перед вами видом.
Вообще незаконченный ландшафт, этюд, или эскиз, или фрагмент иногда
могут стать приятным рабочим результатом, который не стоит недооценивать.
Он показывает то, что мы хотим видеть. В сущности, как и во всех
других темах живописи, наш собственный темперамент, наш опыт и
наши возможности должны быть посвящены чему-то особенному.
Пленэрная живопись. "Пейзаж",
1985, холст, масло, 30 х 40 см.
Чем больше мы видим, тем больше узнаем. Чем больше
мы рисуем, тем легче пишем картины. Чем меньше мы хотим, тем больше
нам удается.