Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Изобразительные возможности создания картин (элементы картин)

Картина - это нечто другое, чем просто отображение действительности. В живописи мы учимся одновременно возможностям изобразительного искусства. В чисто ремесленной части существует по сути дела лишь техника живописи. Если вы будете пользоваться только ею, то живопись сведете к простому имитированию и отражению действительности. Но в конечном итоге живопись представляет собой внутреннее настроение, желание заниматься живописью, ясное или приблизительно ясное представление о картине, концепцию картины. Живопись - это изобразительная и пространственно образующая работа. Этот рабочий процесс требует времени, он начинается уже со взгляда художника.

"Композиция", 1988, холст, масло, 50 х 70 см.

Плоскость и пространство в картине

Живопись хотя и имеет дело с объемными объектами, всегда располагает их на плоскости. Двухмерность плоскости картины противостоит парадоксальным живописным требованиям изображать пространство. По сути дела, на плоскости картины все плоское. Это плоские формы, участки краски, которые накладывает художник и "считывает" зритель как пространственные взаимосвязи. То есть в реальности нет ни переднего, ни заднего плана картины, а изображаемое реальное пространство картины обусловлено плоскостью картины. На картине видны лишь формы и цвета. Даже если некоторые изображения кажутся нам почти реальным пространством и художником достигнута очень достоверная иллюзия, все строится, все связано на плоскости картины. Вместе с тем живописцы разных эпох плоскость и пространство картины охватывают и решают совершенно по-разному.

Формы вещей (например, яблока) называют образующим пространство элементом, а также позитивной формой. Окружающее пространство, переведенное в плоскость картины, обозначается как негативная форма. Позитивные и негативные формы являются равнозначными элементами картины.

Плоскость картины представляет собой плоскостное расположение цветов и их компоновку (композицию), которая передает реальное пространство (геометрия картины). в плоскость, а именно в плоскость картины. Простыми художественными средствами изображения пространства и предметов на плоскости картины являются перекрытие, прикрытие, нагромождение и уменьшение, а также повышенное расположение над основной линией (над нижним краем картины).

Перспектива и цветовая перспектива

"Природу исследуйте по законам шара, конуса и цилиндра и приводите все к правильной перспективе" (Поль Сезанн)

Целью художественного изображения является перевод пространственного в плоскость, а именно в плоскость картины. Простыми художественными средствами изображения пространства и предметов на плоскости картины являются перекрытие, прикрытие, нагромождение и уменьшение, а также повышенное расположение над основной линией (над нижним краем картины).

От этого появляется впечатление глубины пространства, соотношений величин и удаленности. Эти иллюзии можно усилить или ослабить за счет соответственно сильного или слабого контура форм, а также за счет цветовых контрастов.

Сильный контраст светлого и темного делает предметы ближе расположенными, чем контраст теплого и холодного.

Геометрическое отображение

В изобразительном творчестве пространство картины строят с помощью математических приемов (начертательной геометрии). Это геометрическое отображение. Математика определяет пространство как трехмерное и делит его на три расположенные перпендикулярно друг к другу плоскости.

Различные простые средства пространственного изображения.

Каждая точка в пространстве проецируется ортогонально и таким образом имеет три координаты (точно измеряемые величины). Эта система координат служит моделью бесконечного пространства, в котором объект существует и может быть (ре-)конструированным. На принципе проекции и координат основывается каждый технический чертеж: три проекционные плоскости раскрываются на одной-единственной плоскости изображения, где проецируемый предмет фиксируется в трех перспективах: в горизонтальной проекции, вертикальной и боковой (I, II, III, справа).

Слева: точка в пространстве (система координат, ортогональная проекция).
Справа: геометрическое изображение (технический рисунок, чертеж).

Результатом является точное, измеряемое изображение, точный масштабный план, по которому можно построить предмет. Это вообще-то не соответствует нашему пространственному видению, потому что при геометрическом изображении проекционные лучи всегда направлены параллельно. Человеческий же глаз является своего рода собирающей линзой, которая все лучи концентрирует в пучок в центре.

Параллельная и центральная проекции

Тем самым различают параллельные и центральные проекции, от которых исходят соответственно параллельные и центральные перспективы.

Перспектива - это метод отображения и одновременно художественный изобразительный метод.

Параллельная перспектива ближе нашему зрению: представим себе основную плоскость, наклоненную наискось вперед, сразу же появляется привычное нашему глазу пространственное изображение. При таком методе изображения могут быть показаны все реальные размеры предметов; это называют изометрией (isos - греч. равный; metron -греч. величина).

Параллельные перспективы, конструкция круга.

В другом случае представляется двойное изображение величин (как бы с двух точек зрения). Убегающие в глубь пространства линии укорачиваются наполовину. Это называют диметрией (dyo - греч. два; metron -греч. величина). Как уже было упомянуто, наши глаза как центр зрения воспринимают спроецированное по центру пространство картины. Они образуют проекционный центр. Из этого появилось понятие центральной перспективы (perspicere - лат. смотреть сквозь что-либо).

Для параллельной перспективы существует правило: все параллели и все вертикали в реальном пространстве остаются также при параллельно-перспективном отражении параллельными или вертикальными.

Рисунок Дюрера показывает художника во время работы и одновременно его способ изображения. Так называемыми "рамками перспективы" художник создает реалистическую картину, причем он смотрит насквозь (визирует) и фиксирует на листе увиденное. Деление рамки, а также листа с изображением на квадраты помогает при передаче реальности.

А. Дюрер (1471-1528), гравюра на дереве, 77 х 215 мм.

Принцип центральной проекции можно воспроизвести очень просто. Наш взгляд проходит сквозь окно, на улицу и соседние дома. Мы сохраняем нашу точку зрения, а также точку стояния неизменной, как наше лицо, так что высота зрения остается постоянной. Теперь мы визируем через оконное стекло "внешний мир" и можем зафиксировать его точка за точкой на стекле (маркером, фломастером и т.п.). Результатом будет прозрачная картина, изображение с центральной перспективой на нашем окне (на плоскости стекла).

Конструкция перспективного построения картин

Из экспериментальных опытов можно вывести закономерности. Таким образом можно конструировать картины с перспективой, а также реконструировать изображаемое пространство (см. рис.).

Проецированная по центру пространственная конструкция, выполненная по I (горизонтальной проекции) и III (боковой проекции) (центральная проекция).

При пространственной конструкции картины с центральной перспективой исходим от плоскости стояния (I-плоскость нахождения художника, наблюдателя) и разрезов (III). Плоскость картины BE показывает спроецированное по центру изображение соответствующего предмета. Точка стояния St, одновременно наш проекционный центр PZ, тоже приводится (в I, III), в том числе и все проекционные линии. Они изображаются в плоскости картины вертикально к разрезу (речь идет об осях проекций, или так называемых границах плоскостей) и дают точки и линии изображения.

Для линий изображения на плоскости картины: все параллели в I (кроме параллельных линий в I относительно BE) совмещаются в точке схода А (в BE). F лежит на линии горизонта Но. Горизонт передается прежде всего (изобразительными) точками, которые лежат на той же высоте точки зрения А (вертикально над St).

Все вышеназванные линии, убегающие на BE справа (слева), имеют свои точки схода соответственно справа (слева) от St на линии горизонта Но (линии схода).

На основании центральной проекции получаем закономерный конструкционный принцип центральной перспективы. На основании горизонтальной проекции изображаемого предмета, а также определения (выбора) нашей точки стояния St и линии горизонта мы можем сразу же определить точки схода на линии горизонта. Теперь определим точки схода: к передним краям предмета на горизонтальной проекции I от St проведем параллели до BE. Вертикальная проекция (две полученные точки) вместе с линией горизонта приводится к сечению: эти точки сечения являются точками схода! Если изображена точка предмета в BE, то мы можем сразу же нанести соответствующие линии схода в BE (наше изображение). Это значит, что не все точки предмета нужно по отдельности проецировать в BE!

Совокупные важнейшие исходные параметры:

St - Точка стояния на основной, горизонтальной плоскости I
А - Центр перспективы, вертикально относительно St, центр проекции PZ
d - Расстояние изображаемого предмета от St (PZ) до BE
BE - Плоскость отражения h Высота центра перспективы А, а также горизонта Но

Схема: принцип конструкции центральной перспективы

Параллели относительно предмета являются не чем иным, как нашим взглядом - линиями визира, проходящими параллельно предмету; линии на нем - если удлинить его края до бесконечности - в лучшем случае пересекутся в бесконечности (при условии, что параллельные линии пересекаются в бесконечности). Точки схода являются самыми крайними точками, "границами" перспективного изображения! За счет этого конструкционного принципа пространство, которое собственно тоже является бесконечным (Вселенной), можно определить (сравните также геометрическое отображение) и отобразить (построить на плоскости чертежа)!

Образ действий

1. Предмет в горизонтальной проекции I и боковой проекции III. Определим точку стояния St, точку зрения А и линию горизонта.

2. Определим точки схода (параллельные линии относительно предмета до BE, вертикальный срез на горизонте).

3. Определим линии схода (BE/St). Угловые точки отражаются согласно центральной проекции на BE; конечные точки изображения на BE соединяются с соответствующими точками схода.

4. Направленные влево и вправо линии схода через сечения дают дальнейшие точки изображения, а также вертикальные срезы с линиями схода (= вертикальные края предмета).

5. Таким образом предмет сконструирован по законам центральной перспективы.

Предмет и изображение

Расположение предмета относительно плоскости картины влияет на его размер (см. рис.).

Схематический порядок: расположение плоскостей картин относительно предмета.

Далее мы устанавливаем (для изображения в BE): самое большое влияние на изображение центральной перспективы имеет высота, что отчетливо видно на схеме (см. рис.).

Различные виды перспективы.

Если h будет сильно увеличена или под плоскостью стояния уменьшена, на обоих изображениях появятся экстремальные искажения изображаемого предмета. Угловатые формы в перспективном отношении можно сконструировать показанным образом. Круглые формы интегрируют в угловатые формы (сравните рис. "Параллельная перспектива" и "Круг, включенный в куб").

Диагональная перспектива

Передний край куба лежит на BE, то есть изображается в WL (в реальную величину). Так как куб в St/BE поставлен на угол, получившееся изображение называют диагональной перспективой - ракурсом (см. рис.).

Схема диагональной перспективы: конструкция с I; кубик.
С увеличением расстояния (d) от плоскости картины BE предмет на этой плоскости кажется меньше (перспективное сокращение).

Образ действий

1. Определение I, St, Но, BE.

2. Определение точек схода Fl, F2.

3. Вычерчивание переднего края (WL).

4. Определение линий схода (1-8).

5. Соединение точек сечения на BE дает изображение куба (штриховые линии являются закрытыми от взгляда краями)

С помощью показанных конструктивных принципов можно набросать любую перспективно-пространственную картину.

Имеются также линии схода, которые направлены вверх или вниз, и точки схода на линии вертикальной по отношению к горизонтальной проекции (вертикали), т. е. эти точки схода лежат не на горизонтальной линии. Каждому известен вид вверх на высокую башню. Она кажется растущей вверх. Противоположное впечатление мы имеем от вида глубоко вниз. Очень высокая или глубокая точка стояния, т. е. исходная точка, а также дистанция делают впечатление искаженным (перспектива "лягушки" и "рыбы").

Таким же образом линии раздела крыш домов, кровель и т. п. убегают вверх.

Сконструированное пространство в картине.


   
1 2
   

 

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz