Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Начала профессиональной живописи

"Гашение" грунта

Если грунт еще сильно впитывает (особенно меловой и полумеловой грунты), холст "гасится" смесью из 1 части скипидара и 1 части льняного масла или 1 части смолистого масла (даммарнова смола в соотношении 1: 3 разводится в терпентине). Грунт после этого уже не будет сильно поглощать краску, так что на нем легко будет писать и краска лучше "сядет" на грунт. Будет достаточно нанести один-два легких мазка. Если к этой смеси добавить чуть больше льняного масла или смолистого масла и примешать пигмент или краску из тубы, пока не получится светлая, прозрачная масляная цветная смесь, то этот слой называют импримитурой. "Гашение" и импримитура обладают свойством стабилизировать загрунтованный холст; при этом он тем не менее остается эластичным. Можно нанести также несколько слоев импримитуры друг на друга. В результате грунт будет насыщеннее, а краски на нем будут схватываться лучше.

Гашение и импримитура с помощью даммарного лака.

Импримитура и набросок

Самое существенное об импримитуре мы уже сказали. Применяйте для нее только светлые, светящиеся пигменты! Металлические краски, темные минералы, кроющие краски земли для им-примитуры не подойдут, они затемнят и "поглотят" все светлые краски, которые будут на них нанесены. Хорошо подходят также смеси с цинковыми белилами, светлые тона охры и подобные краски. Импримитура и наброски могут заменять друг друга в ходе работы. Они образуют основу изобразительной работы.

От наброска карандашом или углем (для рисования) я рекомендую отказаться. С этим меньше всего смогут справиться начинающие. Свинец и уголь размазываются маслом и краской, перемешиваются с краской и замутняют ее. Весьма сильное разочарование, особенно для начала! Наброски подобного рода нужно фиксировать очень осторожно (спреем), иначе на грунтовке появится дополнительный промежуточный слой, который может повредить картине. Самое лучшее - просто сделать набросок тонкой остроконечной круглой кистью разведенной в терпентине масляной краской.

Первый этап в профессиональной подготовке для начала нанесения красок. Импримитура из терпентина и красноватой охры наносится свободно широкой кистью, сверху мелом, разведенным маслом, и тонкой круглой кисточкой в форме контуров делается набросок.

С помощью наброска можно "определить" композицию картины, на основе которой будут проработаны формы, объемы и прочее. Наброски, сделанные кистью и красками, дают большую свободу при письме, часто эта предварительная подготовка является непосредственным переходом к работе с красками.

Плоскостное дополнение наброска

Набросок может представлять собой основные линии, однако может иметь и более отчетливо выявленный живописный характер. Это полностью зависит от личных склонностей художника, который в первом случае скорее будет относиться к графическому типу, а во втором - к живописному. К счастью, существует запатентованный совет: "Каждому свое!"

Плоскостный подмалевок английской красной, охрой и зеленой краской уже подчеркивает общее построение будущей картины. Плоскостные пропорции и цветовые участки светлого и темного здесь прокладываются предварительно.

Прокладывание наброска

За счет соответствующего выбора контрастных цветов, например английского красного и зеленой земли, и их поочередного применения (набросок зеленой землей на светлом английском красном фоне) можно добиться визуально серого тона, который увеличит впечатление пространства. Это впечатление основывается на аддитивном смешении цветов, которое происходит в глазах наблюдателя, а также по принципу дополнительных цветов (красный с зеленым, фиолетовый с желтым и т. п.), которые вместе превращаются в нейтральные серо-черные тона (complere - no-лат, наполнять, дополнять).

Плоскостный подмалевок импримитуры, а также построение картины за счет предварительной прорисовки уже создают живописную объемность предмета и пространство в картине (фон, плоскость стола). Здесь наряду со светлой и красноватой охрой дополнительно применяются белила и зеленая земля.

Нанесение рельефа, моделирование, живопись по предварительному наброску

Последовательно выполняя эти три изобразительные задачи, вы продвинетесь в проработке картины.

Рельефы (также белые рельефы)

Под этим понимают наметку объема и света. Здесь работают с многооттеночными, а также густо нанесенными белилами. Пластичность предмета или тела таким образом как бы приподнимается с поверхности, и создается пространственно-пластическая иллюзия (блики света, кончик носа, вытянутая рука, световые рефлексы и т. п.). Художник мазками "лепит" форму, поэтому это линейное, рисовальное средство работы.

Белые рельефы, разработка пластичности.
Предварительная прорисовка и плоскостно проложенные импримитуры "сгущаются" тончайшим рисунком кистью белой краской. Очень тонкими белыми линиями, с одной стороны, определяется форма ("оболочка" яблока), а с другой стороны, также свет. В результате одновременно достигается пластичность и эффект пространства.

Моделирование

Если пространственные сюжеты - объем и пластичность (на картине они всегда плоскостные, двухмерные элементы) - прорабатываются с помощью белых рельефов и этот процесс дополняется проработкой другим цветом (в оттенках к белому или черному - ряд серых тонов - или к другому контрастному цвету) и таким образом изображается предмет, то говорят о моделировании формы цветом.

Здесь происходит описание формы и прокладка соответствующего контура. То, что в нашем примере стало лишь равномерно многооттеночной цветовой лентой (цветовой тон. смешанный от белого к черному, за счет ограничивающих линий "прочитывается" как предмет цилиндрической формы).

• Моделирование цветовых оттенков Частично еще просвечивающую импримитуру, а также линейный набросок прорабатывают оттенками цвета (кроющего слоя короткими мазками плоской щетинной кистью № 4). Цветовым моделированием предмета одновременно достигается впечатление пространства.

"Моделирование" формы. Наш предмет - яблоко - здесь, подобно глобусу, "вымеряется" в своих параметрах. Можно себе также представить, что вертикальный и горизонтальный разрезы создадут деление на части. Чем мельче будет эта решетка, которая, как оболочка или сетка, охватывает яблоко, тем основательнее будет определена форма предмета. Отдельное цветовое размещение сегментов тем самым задает цвету его кажущееся место в пространстве (картины).

Моделирование (цветовая лента). Слева: карминно-красный, в шести нюансах смешанный с белилами. Цветовая лента кажется плоскостной и неопределенной. Справа: та же цветовая лента за счет добавления двух маленьких деталей (основания и крышки) сразу же получает пространственное определение и кажется трехмерной, округлой.

Монохромная живопись

Чтобы избежать некрасивого преждевременного эффекта пестроты, который мешает объединить в единое целое цвет и другие изобразительные искусства, картину на ранней стадии лучше выдержать в монохромном спектре.

Живопись по рисунку.
Здесь краска наносится тонкой круглой кистью в форме линий, то есть не плоскостями. Метод напоминает работу с цветными карандашами. Цветная сетка линий, надвинутые друг на друга "цветовые сетки" создают плоскость картины, переходящую в цветовое пространство картины. Для художников "графического типа" это предпочтительный метод.

Монохромная живопись: на этом примере используются только богемский зеленый тон земли, охра и белый, а также смешанные из них цвета. Несмотря на ограничения палитры, все кажется скомпонованным, форма, предметность, плоскости и пространство картины выглядят как единое целое. Это построение облегчает включение в картину новых цветов. Здесь господствует сочетание светлых и темных тонов.

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz