Дороги на пейзаже
Любимой темой пейзажной живописи является изображение
дорог, исчезающих на горизонте. Перспектива дороги, внесенной
в картину, отчетливо выражает простор и глубину пейзажа. Чтобы
уметь правильно воспроизводить дорогу, требуются некоторые знания,
которые я хочу вам дать с помощью приведенных ниже схем.
На рисунке показано, как изображаются повороты дороги
или улицы. Во-первых, обратите внимание на сужение дороги к горизонту.
Кроме того, у дороги после каждого поворота есть новая точка схода,
с условием, что нет отрезка дороги, проходящего параллельно другой.
Заштрихованные темным места по бокам необходимы для изображения
глубоко лежащей дороги. Этот "вертикальный край" дает оптическое
ощущение глубины. Обратите также внимание на взаимное расположение
предметов, которое возникает в зависимости от позиции наблюдателя.
Эта схема применима в равной мере для изображения ручья или реки.
У естественных дорог обочины никогда не бывают равномерными,
они либо делаются плоскими, либо поднимаются. Но, для того чтобы
пояснить сам принцип, на этой схеме выбран равномерный край дороги.
Дороги на равнине
Поднимающаяся дорога
При изображении поднимающейся дороги или улицы следует
обратить внимание на то, что они исчезают только за линией горизонта.
Важным является также сужение дороги, значительно большее на равнине,
чем при подъеме в гору. При изображении предметов, деревьев и
домов, расположенных по краям дороги, следует обратить внимание
на то, что на них нужно смотреть снизу, вследствие этого на рисунке
видны стволы деревьев.
Спускающаяся дорога
Спускающаяся дорога заканчивается ниже линии горизонта
и в большинстве случаев не видна уже после первого поворота. Вид
на дома и деревья открывается сверху, поэтому кое-где в поле зрения
попадают кроны деревьев. Здесь важной является пространственно-цветовая
отделка деталей, так как без этого ориентира могла бы идти речь
также о круто поднимающейся дороге, которая исчезает за вершиной
холма.
Цветовое оформление играет, таким образом, важную
роль: при спускающейся дороге краски по мере снижения и внизу
должны становиться темнее и насыщенней, при поднимающейся дороге
краски в сторону верха делаются более светлыми и приглушенными.
Полезным упражнением было бы нарисовать эту иллюстрацию
дважды, выполнив цветовое оформление способами, названными выше,
а в заключение сравнить работы.