Обобщение
Упражнение 9. Ищущая линия
Цель упражнения
Изображение фигуры линиями.
Модель/поза
Различные позиции.
Освещение
Равномерное освещение спереди.
Материал
Самые разнообразные материалы, например, шариковая
ручка, угольный карандаш, фломастер, перья и т. д.
Продолжительность
От 20 до 30 мин.
Техника восприятия и наблюдения
Смотреть только на модель - не смотреть на лист
бумаги!
Линия контура всегда проводится в конце работы.
Она завершает форму, отделяет фигуру от ее окружения. Наверняка
вы уже заметили, как в результате проработки пропорций и объемов
в предыдущих упражнениях сам по себе возникает внешний контур.
В этом последнем упражнении вы все (не только внешний контур)
рисуете линиями. При этом по своей сути вы поступаете так же,
как в предыдущих упражнениях. С маленьким отличием: отдельные
этапы выполняются линейно и как бы одним движением.
Слушательница курса попыталась ухватить пропорции,
объемы и формы только "ищущей линией". При этом она многократно
прорабатывала фигуру.
Огюст Роден (1840-1917). Сидящая
обнаженная женщина.
Этапы рисования
1 Очертите на своем "стекле"
большую форму модели. Рабротайте широко - никаких деталий - воплотите
это движение, не останавливаясь, в тонкую линию на бумаге. Не беспокойтесь,
если линия не получится сразу: это лишь приближенное изображение
формы - "заготовка", которая будет в дальнейшем обрабатываться.
Поэтому не ждите от себя , что внешний контур получится сразу и
окончательно.
Техника наблюдения
Во время рисования попытайтесь смотреть не на лист,
а на модель. Контролируйте и сравнивайте результаты, лишь когда
снова прикасаетесь карандашом к бумаге.
2 Обведите
теперь, не останавливаясь, отдельные формы. Сделайте набросок
таких наблюдений, как укорачивания (например, два круга или эллипса
при изображении укороченного бедра или руки), положение таза и
грудной клетки (овалы и эллипсы), ось симметрии и т.д.
3 Исправляйте
фигуру всегда в общей взаимосвязи, всегда как целое и не стирайте
ластиком. Возникает "неразбериха линий", которая медленно уплотняется
и из которой "отфильтровывается" окончательная форма: если вы
действительно уверены в линии, подчеркните ее энергичным штрихом.
Он смотрится и воспринимается как единственно правильный - "неправильные"
линии не мешают; они даже делают рисунок более живым.
4 Изображенную
фигуру вы можете оставить в виде контурного рисунка или за счет
горизонталей и теней придать ей еще больше объемности.
Совет
Держите карандаш за конец как можно дальше - несколько
неуверенное ощущение вначале, - но рисунок станет намного раскованней!
Внешний контур многократно исправлялся.
"Большая форма" и детали многократно перерабатывались
почти без отрыва шариковой ручки от бумаги.
Якопо да Пантормо (1494-1557).
Эскиз Мадонны с младенцем.
Черный карандаш и сангина,
40,5х28 см. 1528/29