Упражнение
3. Контрапост
Цель упражнения
Освоение изменения формы тела в результате смещения
веса.
Модель/поза
Контрапост, фронтальный вид.
Освещение
Равномерное освещение спереди или дневной свет.
Материал
Графитовые стержни
Твердый и более мягкий карандаш
Бумага для эскизов не слишком маленького формата, т.е. минимум
ДИН A3.
Продолжительность
Около 30 мин.
Техника восприятия и наблюдения
Один глаз прикрыть.
Карандаш.
Заданное направление и угол карандаша.
Рисование "на модели".
После симметричной позы, при которой вес тела
действует на обе ноги, вашей модели можно слегка расслабиться
и встать удобно. Для этого вес перемещается на одну ногу - опорная
нога, - а другая, ненагруженная нога, т.е. несущая меньшую нагрузку,
вытягивается или сгибается. Таз, в результате такой односторонней
нагрузки со стороны опорной ноги, отжимается вверх и принимает
слегка косое положение. Потеряй сейчас фигура равновесие, торс
не стал бы выполнять встречное движение: он наклоняется в другую
сторону. Это противопоставление таза и грудной клетки, возможное
за счет подвижного позвоночника, называется "контрапостом".
Этапы рисования
1 Измерьте модель ( см. "Измерение").
Вертикальная линия, опора каркаса пропорций, в контрапосте всегда
проходит через пятку опорной ноги и примерно через шейную ямку,
вы можете это проверить, закрыв один глаз и завизировав модель.
При этом держите карандаш по вертикальной линии "на модели".
2 Вычислите
угол наклона таза и торса а также направление ног. Для этого используйте
технику наблюдения.
3 Нанесите
вычисленный угол на вертикальную линию, приняв во внимание точки
измерения.
4 При изображении
основной поверхности начните в этот раз с выделения двумя поверхностями
грудной клетки и таза. Отчетливо изобразите положение и размер
этих форм, рисуя "на модели".
5 Покажите линию позвоночника, подвижно соединяющую
эти две части скелета друг с другом.
6 Вначале опустите плечи и плоскостно набросайте
только грудную клетку. Руки отдельно, независимо друг от друга
и подвижно, соедините с грудной клеткой ключицами. Т.е. плечевой
пояс не является неподвижной осью и не может рассматриваться вместе
с торсом как "единый блок".
Поэтому вычислите отдельно направление ключиц, которые
расположены чуть ниже верхней части клетки, и подвесьте руки.
Андреас Везалий (1514-1564). Скелет
из "Семи книг о строении человеческого тела" Базель 1543.
7 Теперь
отделайте основную поверхность и сделайте отчетливым угол, который
образуют грудная клетка и таз: изгиб бедер. Для этой цели придайте
основной поверхности скорее угловатую форму.
8 В заключение поставьте снова несколько
ориентирующих точек, таких как пупок, соски и т.д., и мягким карандашом
доработайте внешний контур там, где это необходимо. Вникайте при
этом в изображение формы совершенно по-новому, а не просто обведите
эскиз рисунка! Он служит всего лишь опорой, грубым каркасом.