Эскизы
У беглых набросков есть свое собст венное очарование.
Они живут спон танностью, которая их породила, и ка жутся из-за
этого живее и непосредст веннее. Непрерывная концентриро ванная
работа обостряет восприятие сути предмета, детали опускаются ради
главных аспектов, определяющих вы разительность рисунка.
На этом листе ощущается темп движения кисти.
Понадобилась максимум одна минута, чтобы изобразить на бумаге
важнейшие очертания позы.
Этот набросок тушью передает ocнoвное
движение. Игра плоскостью и линией, под черкивающая живость рисунка!
Эскизы не должны быть всегда
"правильными"; они имеют характер попытки и представляют собой
поле для экспериментирования. Допускайте ошибки ради свободной
линии и скоростной работы.
Беглые зарисовки в альбоме могут
стать опорой памяти, рыхлыми набросками для последующего внесения
в рисунок или грубым эскизом законченного рисунка.
При более внимательном наблюдении
вы открываете, что у этой обнаженной фигуры три ступни и три ноги.
Отважьтесь на такие "поправки", даже если в данном случае "вкралась"
ошибка.
Вначале глаз охватывает модель
в целом! Затем фигура вписывается в большую форму, в данном случае
за основу берется форма яйца.
Беглыми штрихами в этом наброске
переданы поза, форма и пропорции тела. Ценная помощь при последующей
доработке рисунка.
Различные наброски кистью,
быстро сделанные максимум за две минуты. Делайте набросок только
позы в общих чертах и обращайте внимание на изменение направления,
т.е. на углы, которые занимают части тела по отношению друг к
другу.
Для наброска является выигрышным
любой материал, любая техника: карандаш, перо, шариковая ручка,
уголь, блокнот или обрывок бумаги, а к ним -техника небрежных
штрихов, обозначение теней беглой штриховкой, очерчивание контура
или плоскости. Фантазии и удобному случаю нет границ.
Такие наброски поз, выполненные
пером и тушью, возникают за несколько секунд. Передайте изменение
направлений линий тела, определяющих позу, не принимая во внимание
свет и тень.
На этом наброске, выполненном
шариковой ручкой, вначале в виде блока была очерчена приблизительной
линией фигура (см. Упражнение 9). Об этом первом шаге в работе
еще напоминают соединительная линия ступней ног и "неправильные"
линии вокруг головы. Сырой рисунок был затем дополнен линиями
контура и плоскостями теней, выполненными в небрежной манере.
Набросок пером и тушью. Тени
намечены штриховкой. За счет структуры чертежной бумаги и разного
количества туши на пере линии оживают.