Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Жанры живописи

В этой главе речь пойдет о живописных концепциях картин. Она должна увлечь вас за собой или подвести к самостоятельной работе. К отдельным темам картин я дам направления для размышления и покажу схемы работы над картинами, которые шаг за шагом можно будет самостоятельно воплотить в жизнь. Мы поближе займемся натюрмортами, пейзажами, портретами, свободными композициями и цветом как предметом живописи. Для углубления и тренировки вам послужат следующие схемы картин.

Натюрморт

Итальянское название натюрморта всем понятно: natura morta - мертвая природа. Постановка неоживленных предметов, предметный "мир", который безмолвно выстраивается перед нами, является содержанием высказывания картины, которое может быть понято так же, как аллегория тишины, одиночества и прочего. Натюрморты отлично годятся для непрерывной работы, для интенсивных упражнений в живописи. Мы можем свободно, без честолюбивых амбиций писать натюрморты. При этом мы сами успокаиваемся, живопись становится средством медитации. Моделями для натюрмортов служат в основном простые, знакомые и привычные предметы, а также нечто необычное, оригинальное, в том числе фрукты.

"Натюрморт", 1981, холст, масло, 60 х 70 см.

В натюрмортах мы проверяем свою способность видения. На них мы по отдельности штудируем форму и цвет, которыми создаем единую целостность картины. Как много можно открыть, когда самостоятельно выберешь и скомпонуешь всего лишь несколько предметов или когда в композицию добавляешь новые предметы или варьируешь, когда сближаешься со временем, когда замечаешь пыль, которая лежит на всех предметах, как свет оживляет этот незаметный малый мир...

Г. Граф: "Натюрморт с луком", 1990, холст, масло, 18 х 24 см.

Аранжировка предметов, композиция

Прежде чем вы начнете писать собственно картину, поработайте с предметами. Расставьте их как можно более живописно. При этом не торопитесь, дайте себе время найти идеальную пространственно-живописную композицию. Уже на этом этапе у вас разовьется художественное представление, какой должна быть картина. Если мы определим для себя это, можно начать творческую работу. В области ремесла для себя вы не найдете ничего нового. Главное теперь, рассматривая и изучая задуманную постановку, понять, в какой мере вы достигли совершенства композиции своей будущей картины. Затем работайте дальше. Последующие этапы покажут процесс появления картин.

Варианты композиций

Композиции картины тоже можно варьировать или повторять. Ряд похожих картин может представлять собой привлекательную серию, показывающую живой интерес художника к данному сюжету. Натюрморт в прежние эпохи живописи служил выражением религиозных или других символических высказываний, которые, собственно, и были причиной, по которой художники обращались к натюрморту. Эти картины были аллегорическими изображениями (vanitas - преходящее, memento mori - символика смерти, смысла жизни).

"Натюрморт", 1986, холст, масло, 24 х 30 см.

Варианты композиций.

Натюрморт с четырьмя керамическими сосудами, 30 х 24 см

Сюжет.

Первый этап

Исходя из неудавшейся картины, которую нужно было переписать, были сделаны не маленькие предварительные наброски, а примерное цветное изображение основных плоскостей картины, которые задает сюжет. Параллельно было разработано расположение предметов в их пространственном порядке, в том числе на заднем плане, который был выполнен в смешанных белых тонах. Живопись в данном случае стала изображением предметов контрастами светлого с темным и собственно цветов. При этом была нанесена зеленая форма сосуда слева и цветом охры круглая форма перед ним. Цвета являются смешанными из зеленой земли и охры на заднем плане, светлой охры с белым, английской красной и натуральной сиены на переднем плане. Формы на фоне правой стороны картины остались непроработанными или сначала лишь схематично намеченными.

Второй этап

Уточнение круглых форм и световых соотношений, особенно на внутренних сторонах сосудов. Уточнение объемов на правой половине картины. При этом проведена пластическая проработка фона и поверхностей предметов. Смесью белого и синего нанесена выступающая по диагонали ручка сосуда слева на заднем плане. Сосуды за счет выпуклых мест и бликов становятся более детальными и точными.

Третий этап

Во время этой последней проработки вырисовываются собственные цвета и узоры глазури на сосудах слева, уточняются контурные линии и переходы света и тени на переднем и заднем планах. Картина остается открытой для дальнейших проработок.

Натюрморт с тремя керамическими сосудами и скатертью, 40 х 30 см

Сюжет.

О начале художественной работы

Речь постоянно идет о том, как изобразить пространство картины и хочет ли художник написать натюрморт, пейзаж или лицо человека. Это всегда связано с композицией, с плоскостью и пространством картины. Если я в состоянии с помощью всевозможных простых вещей отдельно изобразить пространство картины, тогда очевидно, что я сначала обращусь к простому. Это могут быть два-три сосуда, скатерть и как следствие цветовые оттенки. Скатерть может свешиваться вниз и охватывать плоскость стола, то есть его край. Я уже обобщил пространство картины в одну цветовую зону. Пространство картины - это не только темно-зеленый пол, белая стена или узор обоев, а еще и обобщенная плоскость, на которой расположены эти три предмета, что в целом определяет композицию картины.

К этому как второй компонент добавляется свет. Как реагируют предметы на освещенность? Материал неважен, не имеет значения, ткань это, керамика или еще что-либо. Решающим является лишь форма и ее цветовая принадлежность.

Композиция

"Ничего не бывает случайно, хотя может показаться таковым. Наверняка все имеет свою причину: почему скатерть лежит так, а не иначе, почему зеленая чашка стоит справа, почему она повернута именно таким образом. Поиск композиции - это процесс, который занимает продолжительное время. Живопись - это завершение, последняя точка. Вместе с вещами живут и связанные с человеком определенные образы. Натюрморт находится перед художником как данность, как и дома, деревья, имеющиеся в пейзаже. Решающим является момент, когда находишь место, с которого видимое воспринимается как пространство картины. Тогда уже начинаешь рисовать".

Начало работы

Минимум наброска определит композицию картины. Набросок делают тонкой круглой кистью и простейшими средствами с помощью линий. Не стремитесь как можно точнее охватить контур, а постарайтесь скорее заложить объемы: где, в каком геометрическом месте, в каком положении будет стоять какой предмет на плоскости картины. Здесь, при наброске, интересен край скатерти, который заходит на правую сторону плоскости картины. На наброске уже видно, что общее смотрится как композиция, как единое целое. Скатерть и три сосуда не изолированы друг от друга. Сосуды как бы закутаны в охватывающую их скатерть, как это показано и на фотографии. Пространство картины открыто уже наброском. Во время следующих рабочих операций будут изучены цветовые аспекты.

Первый этап, общая прорисовка картины

Композиция картины закладывается в тонах умбры. Делается легкая фронтальная горизонтальная проекция на керамические сосуды, которые поставлены на скатерть. Скатерть свисает, очерчивая край стола, свет падает справа спереди.

Холст уже проклеен, загрунтован, снабжен импримитурой: два светлых цветовых слоя - зеленая земля с белилами и желтой охрой - нанесены очень тонким "тощим" слоем. Набросок сделан умброй. Для общей следующей живописной работы очень важно, чтобы точка расположения художника, место письма и точка расположения натюрморта сохранили свое геометрическое соответствие. Картины малого формата, как в данном случае, в зависимости от соотношений освещенности, разумеется, можно снимать с мольберта. Над ними можно работать без штатива. Их нужно ставить на мольберт лишь для сверки с сюжетом, с моделью.

Палитра

цинковые белила,
светлая блекло-желтая охра,
английский красный,
натуральная сиена,
золотая охра,
богемская зеленая земля,
натуральный оливково-зеленый,
темный ультрамарин,
жженая умбра.

Вторая прорисовка картины выполнена монохромно.

Прокладывается в цвете окружающее аранжировку пространство. От негативной формы ведется проработка к позитивным (сосуды и простыня). Сосуды и скатерть сначала детально не прорисовываются.

Предметы почти не проработаны до внутренних сторон, которые написаны тоже монохромно, причем правый маленький сосуд с зеленой глазурью с двойным видом весьма труден. С другой стороны, тени внутри сосуда передаются с помощью света. Свет падает с правой стороны, так что эта сторона находится в тени. Одновременно за счет темно-зеленой земляной глазури уже дается цветной темный тон. Контрасты светлого и темного усиливаются, когда мы пишем картину постепенно. Мы не можем предметы картины, "живущие" в компактности с другими предметами, с самого начала точно показать, если при этом не хотим потерять взглядом все пространство картины. Это имело бы фатальные последствия. Предметы картины изолировались бы от так называемого фона или от заднего плана. Тогда было бы очень трудно снова включить предметы в цветовую композицию картины. Поэтому в качестве начинающих попытайтесь определить позитивные и негативные формы. Здесь это нужно сделать цветами земли, такими, как умбра, охра, добавить немного зеленой земли и немного ультрамарина. Участки теней уже проложены.

Второй этап работы над картиной по сравнению с наброском делает изображение более объемным. Тем не менее картина в общем остается открытой для дальнейшего процесса работы над нею.

Третий этап работы

Определяем внутреннюю дифференциацию форм, света и цвета на скатерти и находим контуры сосудов. Складки на скатерти прорабатываются в преломленных бело-серых тонах в контрастах светлого с темным. Зеленой краской закладываем цвет сосуда справа. Мягкие контуры (сфумато) способствуют тому, что собственный цвет деталей сплетается ("сплавляется") в единое целое с картиной.

Закончив второй этап, я теперь концентрируюсь на белом цвете, который является важной частью композиции картины, с одной стороны, на скатерти и, с другой стороны, на двух сосудах: на верхнем сосуде с синей и на правом сосуде с белой и зеленой глазурью. Здесь чередуются многочисленные смеси теплых и холодных контрастов белого. Одновременно с этим за счет слабой складки скатерти общее пространство картины в цветовом отношении разделено. Картина выигрывает в геометрическом плане. Скатерть изображается не как скатерть, а как цветовое целое в противопоставлении с сосудами. В этом проявляется предыдущий принцип. Можно показать позитивную форму снаружи. В этом случае к работе над позитивной формой предметов переходят от скатерти как негативной формы (по-видимому, как к фону предметов). Одновременно с этим скатерть существует как позитивная форма. Этот процесс будет легче, если его передать словами. Речь постоянно идет о том, чтобы предмет, сюжет иметь перед глазами, исправления картины предпринимать на основе исходной точки изображения, не копировать, а решающие элементы для создания картины ставить так, чтобы на холсте, в выбранном вами формате, появилось единое целое. Невозможно показать скатерть во всех деталях. Аспект реальности постоянно связан с ее восприятием, в живописи особенно. Мы можем только установить, что задано в геометрических формах в нашем сюжете, в данном случае скатерти. Здесь у нас яркие световые акценты, которые проявляются, так же как формы, в контрастах светлого и темного и как состав цвета. Чтобы вообще добиться успеха в относительно простом, как, например, скатерть, что на самом деле оказывается чрезвычайно трудным, требуется достаточно много художественного опыта, очень много терпения и, кроме того, немного иррациональности, т.е. известной силы представления или воображения, способности не копировать целое, а создавать заново как произведение.

Окончательный вариант

Подчеркиваем тени справа. Темные цветовые акценты сверху и снизу придают картине опору, создают своего рода обрамление. Добавления синего цвета определяют цвет сосуда слева. На белом становятся более яркими подчеркивания закруглений и контуров. Общие линии контуров уточняются в контрастах светлого с темным относительно господствующих соотношений освещенности.

Последний на данный момент окончательный вариант картины наконец достигнут. Монохромная живопись дополнена цветовыми аспектами. Синий сосуд, зеленая земля на сосуде справа, внутренняя сторона, а также световые рефлексы, общий план (замысел) картины воплотились в технике "алла прима". Картина появилась за один сеанс. Отдельные этапы раскрывают способ работы. При постановке вопроса "Когда считать картину завершенной?"аспект открытости картины тоже учтен. После подсыхания картины вполне возможно, что над ней можно будет продолжить работу, что-то исправить, что-то убрать или осмыслить и изобразить заново. Общая работа над картиной не может быть сведена к цели создать картину, это работа над поводом, сюжетом, например над натюрмортом. Вполне возможно, что по этой причине, прежде всего от этого занятия останется интерес к картине и в результате на основе того же натюрморта можно будет развить новые концепции картин и создать новые работы. Это мы покажем также в короткой главе серийных картин.

"Композиция", 1985, холст, масло, 35 х 42 см.

"Темный натюрморт", 1987, картон, масло, 40 х 46 см.

   
   

 

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz