Упражнение
7. Свет и тень
Цель упражнения
Изображение пространственности за счет света и тени.
Модель/поза
Поза стоя и сидя в разных положениях.
Освещение
Меняющееся освещение.
Материал
Графитовый стержень. Твердый карандаш. Мягкий карандаш.
Бумага для эскизов. Перепластицированный каучук.
Продолжительность
От 20 до 30 мин.
Техника восприятия и наблюдения
Контрастное видение прищуренными глазами.
Вариант
Сангина.
Без освещения мы не могли бы видеть и, соответственно,
рисовать. Только свет превращает реальный мир в оптическое явление.
А там, где свет, есть также тень. Только за счет
этой противоположности мы можем воспринимать пластичные формы,
иначе все было бы одинаково светлым и неконтрастным. Осознайте,
что каждая форма, даже самая мягкая выпуклость, становится видимой
только за счет совместного воздействия света и тени. Свет моделирует
- сделайте то же самое!
На этом рисунке, созданном перед зеркалом, формы
тела переданы в результате комбинации темных и светлых поверхностей.
Линии контура оказываются полностью излишними, глаз зрителя дополняет
отсутствующие соединительные линии.
Свет и тень "моделируют" рельеф тела.
Никола Пуссен (1594-1665),
эскиз римской мраморной группы (два атлета), находится в Предо.
Перо и коричневая тушь, 24,6x17,1см.
Свет падает сбоку справа спереди.
Этапы рисования
1 Начинайте снова с освоенных этапов: набросок
пропорций, проведение оси симметрии.
2 Откуда падает свет? Сверху, сбоку? Спереди?
Повернутая от света сторона находится в тени.
3 При дальнейшей работе не задумывайтесь
об объемности фигуры, рассматривайте тени как плоскости, и пространственный
эффект возникнет сам собой. Также и в этом случае обратите вначале
внимание на крупные взаимосвязи и поставьте перед собой только
два вопроса: 1. Где тень? 2. Какая у нее форма? Лишь слегка заштрихуйте
найденные теневые зоны. Так у вас останется открытой возможность
наложить поверх другую штриховку и добиться более глубокого затенения.
4 Последующую штриховку накладывайте в противоположном
направлении (крестообразная штриховка), по диагонали и т. д. Светлые
места не заштриховывайте.
Таким образом медленно продвигайтесь вперед, пока
не появятся замкнутые темные поверхности: самые глубокие затемнения.
Чем больше ступеней вы проработаете, тем объемнее
будет казаться рисунок.
5 Перепластицированным каучуком создаются
световые пятна, для этого на самых светлых участках сотрите серый
цвет.
6 В заключение там, где необходимо, проведите
линию внешнего контура. Вы можете также оставить фигуру открытой:
зритель делает вывод об очертаниях, исходя из контекста - он "очерчивает"
рисунок перед своим мысленным взором.