Введение
Развитие новых изобразительных средств с древних
времен до наших дней определяют правила живописи как искусства,
так и ремесла. Краску изобрел еще первобытный человек. Кровь животных,
жир, сажа, земля были составными частями красок тех времен. Ремесленные
навыки по изготовлению краски остались неизменными до наших дней.
К сожалению, главные составляющие вещества и техника производства
стали иными. Краска состоит из пигмента и связывающих веществ.
Пигмент (лат. Pigmentum) это красящее вещество. В следующей главе
подробно описываются основные материалы масляной живописи.
Однако остановимся ненадолго на историческом аспекте.
Когда-то ведь была "рождена" масляная живопись. Итальянский художник,
архитектор и писатель Джорджо Вазари, написавший в 1550-1568 гг.
первую историю искусств, приписывал изобретение масляной живописи
братьям ван-Эйкам, причем главную роль сыграл в этом младший -
Ян ван-Эйк (1390-1441). Масляная живопись утвердилась в искусстве
уже с XV века. Что в ней было нового, как эта техника живописи
повлияла на принципы искусства и художественные концепции? До
того на картинах, в основном написанных на дереве, господствовала
техника яичной темперы. Способ создания этих картин в сильной
степени зависел от относительно сложных материалов для живописи
и связывающих веществ, которые к тому же в течение короткого времени
портились и краски приходилось изготавливать заново. За счет использования
в качестве связывающих средств исключительно масел процесс изготовления
красок стал значительно проще. Кроме того, увеличились яркость
и четкость цветов, а также долговечность красок. Нанесением друг
на друга отдельных слоев красок лучше передавались тонкие цветовые
нюансы. Масла замедляли процесс высыхания красок, и поэтому можно
было дольше работать по сырым краскам. На сухую краску также прекрасно
ложился новый слой краски, при этом нижележащий слой не замутнялся
и не растворялся. В общем, процесс письма становился более "открытым",
художнику теперь не надо было, как, например, при создании фресок,
быстро выполнять задуманное. Художник выигрывал время. Он мог
работать над картиной до тех пор, пока ему это было необходимо.
Он получал возможность создавать форму красками в процессе работы.
Вид из Марктлойтена (Фихтельгебирге),
1979 Холст, масло, 37 х 35 см (фото: А. Хемпфлинг).