Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Количественный контраст

Чтобы цветовой тон был увиден на определенном удалении, его площадь должна быть достаточно широкой. Нижеследующий рисунок демонстрирует это положение: маленькие цветовые плоскости справа с увеличением расстояния все меньше воспринимаются как цветные, а скорее как светлые пятна.

Количественный контраст.

Количественный контраст говорит о гармоничном соотношении цветовых плоскостей (в живописи). Пропорции основных цветов в области красного и зеленого цветов 1:1, в области синих и оранжевых 2 : 1, фиолетовых и желтых 3:1.

"Ландшафт",
контраст, 1986, бумага, масло, 24 х 18 см. Почти равноценные цветовые плоскости пространственно читаются как стены домов. Их равноценность можно проверить, перевернув картину на 180 градусов.

Эти значения плоскостей вычисляются экспериментальным путем, когда разделенный на цветовые плоскости круг вращают с равной скоростью. Появляется медиальное смешение цветов, в результате которого вращающийся круг кажется нейтрального серого цвета

Количества цветов в гармоничном измерении.

Количественный контраст.
На нашем примере отчетливо видно, что, хотя сине-фиолетовый и черный преобладают, мутный желтый цвет яблока уравновешивает их в количественном отношении, за счет собственной яркости желтый условно даже доминирует.

Качественный контраст

Здесь смешаны область цветных цветов (спектральные цвета, цветные смешанные цвета) и область нецветных цветов (белых и черных). В живописи редко бывают чистые цвета, в большинстве случаев это преломленные, осветленные или замутненные смешанные цвета. Чистая несмешанная краска на картине, особенно если она преобладает в ее палитре, сделает картину экспрессивной.

Качественный контраст: желтый в чистом качестве здесь представлен лишь в небольших количествах, он в основном дополнен (замутнен) черным. Картина обогащается за счет многочисленных смешанных цветов желтого и черного, которые дают различные тона (монохромная живопись).

Пространственное действие цветов, перспектива

С помощью цвета всегда можно передать иллюзию пространства. Однако это впечатление является относительным и зависит от внешних обстоятельств. Пространственное действие цвета, расстояние его от предмета может выражаться в собственной его яркости, а также в контрастах светлого и темного или холодного и теплого. Тот же эффект имеет насыщенность цвета. Прежде всего в современной живописи, признающей цвет как единственное изобразительное средство в картине, известны выразительные произведения, в которых цвет является одновременно пространством. "Искусство построения" и внутренняя архитектура картины, а также монументальная живопись в той или иной степени тоже содержат элементы этого явления (см. главу о цветовой перспективе).

Критическая перспектива

Направленные прежде всего на психологическое восприятие искусства, цветовые системы часто признают индивидуальный язык, который непонятен в прямом смысле. Цвет является измеряемым в физическом смысле веществом в качестве света или цвета предмета; такие научные понятия, как цветовой тон, звучание и т. п., взяты из области музыки, где они, собственно и должны были бы оставаться. Ясно, что цвет относится к самым разным областям искусства, хотя бы к моде. Однако приписывать цвету чувственный характер кажется мне абсурдом. На практике художник перед потрясающей картиной заката не только с восхищением и удивлением любуется им: эта картина побуждает его и к достаточно трезвому анализу цвета. А если цвета отпечатались в памяти, он наверняка сможет расшифровать их состав.

Как ни впечатляют в наши дни публику картины импрессионистов, не стоит забывать, что именно они были теми художниками, которые сопоставили науку о цвете с живописью и продемонстрировали эту связь в своих картинах.

Примечания к учению о колорите

•Области цвета

Цветная область: никаких примесей белого и черного.

Нецветная область: только черный и белый, а также их смеси.

Область серых тонов: белый и черный, а также цветные цвета в смесях; цветные и нецветные цвета.

Область цветов земли: натуральные пигменты, в основном коричневые тона.

• Первичные (основные) цвета

соответствуют цветам спектра. В живописных красках различают первичные (основные) цвета, если они не смешаны с другими цветами. Живопись строится на пяти первичных цветах: белом, черном, желтом, пурпурном, синем. Эти цвета имеются в продаже как масляные живописные краски (в ряде российских учебных пособий для художников к группе основных цветов относят три цвета - красный, синий, желтый).

• Смешение цветов

Осветление: цвет и белила;

замутнение в серый тон: цвет и серый;

замутнение в черный тон: цвет и черный;

преломление, цветное замутнение: цвет и дополнительный цвет;

цветные смеси:
цвет I и цвет II, например пурпурный и оранжевый;
модулировки:
равномерные цветовые переходы в цветной или нецветной области - например, цвет и белый, цвет и цвет, то есть от желтого к белому, от желтого к оранжевому.

• Собственная яркость

цвет зависит от цветного окружения.

• Насыщенность, интенсивность

Спектральные цвета в большинстве случаев насыщенные (в них много частей цветных цветов); цвета невысокой собственной яркости увеличивают свою интенсивность за счет осветления.

• Глубина цвета, цветовая перспектива

За счет равномерного смешения по направлению к светлому оттенку (равномерное осветление) и равномерных цветовых переходов ("растирание") появляется впечатление цветовой и пространственной глубины (см. цветовая перспектива).

• Собственный цвет предмета, локальный цвет

Цвета предметов зависят от их освещенности (от света). Белая чашка, например, за счет освещения визуально может казаться самых разных оттенков светлого и темного, теплого и холодного (локальный цвет; см. цвет предмета, локальный цвет).

• Цветовые контрасты

Искусство живописи состоит прежде всего в умении осознанно использовать цветовые контрасты.

Теория живописи, а также теория о цвете служат предпосылкой живописным концепциям, они никогда не должны становиться самоцелью.

 

   
1 2 3
   

 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz