Позитивный - негативный
В позитивных работах вы изображаете на картине предмет,
при негативном изображении - окружающее пространство. Отчетливее
всего это видно, когда тесно взаимодействуют, "сцепляются", как
в силуэте, черные и белые поверхности. Они взаимно обусловливают
свою форму и обладают именно в композиции самостоятельным значением.
Чем интереснее и богаче по напряженности эти формы, тем эффектнее
композиция.
Заштрихованные мягким карандашом негативные поверхности
определяют контур фигуры и отделяют от окружающего фона. Лишь
небрежно изображенные волосы разбивают этот принцип и вновь создают
связь.
Покрытый акварелью карандашный рисунок "Пятно",
не дифференцированный внутри себя, позволяет выразительно выступить
фигуре, объемность полностью оттеснена. Рисунок эффектен прежде
всего благодаря "пониманию" и негативным поверхностям.
Фигура и задний план образуют единство, "сплетающееся"
с темной поверхностью. Возникает равновесие между светлым и темным.
Фигура и фон образуют тоновое единство, "сливающееся"
с телесными участками. Появляется равновесие между светлым и темным.
Драпировки, стулья и кресла, диваны, очертания помещения
или даже весь интерьер подчеркивают изображение. Они соединяют
элементы картины и дают информацию о модели и помещении. Но такие
дополнительные предметы все же не должны выдвигаться на передний
план картины.
Затемнение в нижней части рисунка придает фигуре
больше равновесия, больше устойчивости. Одновременно становится
отчетливее форма ног на темном заднем плане; они кажутся из-за
этого более плоскими. Верхняя часть тела, наоборот, обладает большей
пластичностью и объемностью.
Контурный рисунок, на котором фигура и стул образуют
единое целое.
Темные поверхности растворяют единство тела и
стула, фигура становится более выразительной и материальной. Возникает
пространство, в котором она выделяется. Структуры оживляют композицию.
Стул и обнаженная натура соединяются в диагональную
композицию.
В данном случае обнаженная натура и интерьер
имеют равноценное значение - картина приобретает дополнительное
звучание.
При выборе предметов на картине вы должны ограничиваться
существенными элементами, подчеркивающими вашу композицию. Например,
зеркало в рисунке тушью подчеркивает вертикально расположенные
композиции, в рисунке углем занавес слева на картине почти параллельно
повторяет линию тела и т. д.