Причины ошибок
Ремесленные ошибки художника вызываются разными
причинами. Это может быть как незнание, так и (наказуемое) желание
экспериментировать, а также личностные особенности художника (сильная,
темпераментная работа). Вне сомнения, у каждого художника или
художницы случаются по тем или иным всевозможным причинам те или
иные ошибки в масляной живописи. В завершение главы, посвященной
описанию ремесленных аспектов, я хотел бы перечислить наиболее
частые ошибки и одновременно объяснить, отчего они появляются,
как их можно избежать и как устранить вред от них (дополнить эти
рассуждения можно рассмотрением ошибок в главе о художественных
материалах).
• Провисание холста
Причины: слишком много проклеивающего материала, слишком толстый
слой грунтовки, различные по составу слои живописных материалов,
колебания температур, высокая влажность. Устранение ошибок: осторожно,
небольшими порциями проклеивать и грунтовать холст. Холст с обратной
стороны сбрызнуть водой из аэрозольного распылителя для полива
цветов, вбить клинья в подрамник, и холст снова натянется. Картину
храните или подвесьте в неподвижном положении в помещении с постоянной
температурой, не допускайте попадания прямых лучей солнца.
• Отслоение краски
Причина: слишком жирная грунтовка. Нанесенная краска недостаточно
связана, возможно, она слишком густая (см. грунты, пигменты и
связующие вещества).
Устранение ошибки: в таких случаях отслоившиеся участки картины
можно осторожно переработать красками на смолистых маслах, которые
обладают хорошей клеевой способностью. Перед этим углубления нужно
выровнять шпателем (или мастихином) масляной краской нейтрального
тона.
• Осыпание краски
Причины: грунт слишком сухой, плохая впитываемость. Включение
пигментов, недостаток связывающих веществ.
Как избежать ошибок: существуют различные способы в зависимости
от причины.
Устранение вреда: так же, как при отслоении краски.
• Краска не схватывается
Причина: перенасыщенные пигментом нижние слои краски, из-за чего
разбавитель больше не в состоянии удерживать красочный слой.
Как избежать ошибки: не подмалевывайте жирным! На тему письма
"жирным по тощему" см. главу о разбавителях для живописи.
• Краска растворяется
Причина: нижние слои краски растворились от разбавителя нового
слоя; из-за того, что разбавитель более "тощий", чем на нижних
слоях краски, он действует как растворитель.
Чтобы избежать ошибки, всегда пишите "жирным по тощему" (см. многослойную
живопись).
• Растрескивание
Причины: грунт был нанесен толстым слоем; краски положены слишком
пастозно (натяжение поверхности); нижний слой краски недостаточно
высох; перенасыщение сиккативом в связывающих веществах, в результате
произошло неравномерное высыхание относительно основы картины;
картина преждевременно покрыта лаком; слишком толстый слой лака;
неправильное очищение картины. Как избежать ошибки или устранить
вред: за счет тщательно продуманного построения картины можно
избежать преждевременного образования трещин на ее поверхности;
при необходимости картину можно переработать (см. многослойная
живопись), трещины "заполнятся". Готовые картины спасти не удается.
Если картина слишком рано покрыта лаком, легко появляются трещины
из-за различных темпов высыхания. Масляные картины никогда нельзя
чистить водой или тем более мыльными растворами! За счет глубокого
проникновения воды в поры красочные слои повреждаются до грунта
и при определенных обстоятельствах разрушаются (отслаиваются и
т. п.). Картину нужно осторожно почистить на мягкой простыне слабым
растворяющим средством (лаковым керосином и смесью с терпентином)
(см. связывающие средства, лаки).
• Потемнение, пожухание Причина: определяется количеством
разбавителя (прежде всего льняного масла), каждая картина с "возрастом"
получает так называемый "галерейный тон". Некоторые краски (коричневые
земли, металлы, прежде всего свинцовые краски) со временем сильно
темнеют.
Как избежать ошибки: применяйте "облагороженные
масла", т.к. краски на смолистых маслах почти не темнеют и не
желтеют (см. главу о пигментах); не наносите светлые краски на
темные подмалевки, не применяйте свинцовые белила (чистые) для
осветления!
• Разрывы и прочее на холсте По самым разным причинам
чувствительные холсты, бязь и подобные материалы могут быть повреждены.
Как устранить вред: шишки и вмятины на холсте можно удалить за
счет сбрызгивания обратной стороны холста водой. Разрывы нужно
тщательно загладить и заклеить воском, а на обратной стороне продублировать.
При этом кусок холстины, который будет закрывать разрыв, наклеивают
с обратной стороны некислотным клеем. Повреждения на передней
стороне картины можно отреставрировать тем же материалом. В сложных
случаях вам поможет художник-реставратор. Реставрационную мастерскую
вы найдете в любом музее.
Отреставрированное полотно (портрет
ок. 1820), 39,5 х 29,5 см, передняя сторона/ обратная сторона.