Энциклопедия художника

Главная

Акварель

Предисловие

Рабочий материал

Техника акварельной живописи

Пейзажи смены времен года

Доминирующее цветовое освещение пейзажа

Небо и облака

Дома на пейзаже

Дороги на пейзаже

Натягивание и рамки

Рисование обнаженной натуры

Предисловие

Введение

Условия изображения обнаженной натуры

Немного о материаловедении

Основной курс - раздел упражнений

Советы к упражнениям

Пропорции.

Упражнение1. Начало

Упражнение 2. Измерение пропорций на модели

Равновесие

Упражнение 3. Контрапост

Упражнение 4. Поза стоя в профиль

Пространственность и объем

Упражнение 5. Вид сбоку стоящей фигуры

Упражнение 6.
Укорачивание

Упражнение 7. Свет и тень

Упражнение 8. Рельеф поверхности и моделирование горизонталями

Обобщение

Упражнение 9. Ищущая линия

Об авторе сайта

 

 

 
Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий. Методическое пособие

Причины ошибок

Ремесленные ошибки художника вызываются разными причинами. Это может быть как незнание, так и (наказуемое) желание экспериментировать, а также личностные особенности художника (сильная, темпераментная работа). Вне сомнения, у каждого художника или художницы случаются по тем или иным всевозможным причинам те или иные ошибки в масляной живописи. В завершение главы, посвященной описанию ремесленных аспектов, я хотел бы перечислить наиболее частые ошибки и одновременно объяснить, отчего они появляются, как их можно избежать и как устранить вред от них (дополнить эти рассуждения можно рассмотрением ошибок в главе о художественных материалах).

• Провисание холста
Причины: слишком много проклеивающего материала, слишком толстый слой грунтовки, различные по составу слои живописных материалов, колебания температур, высокая влажность. Устранение ошибок: осторожно, небольшими порциями проклеивать и грунтовать холст. Холст с обратной стороны сбрызнуть водой из аэрозольного распылителя для полива цветов, вбить клинья в подрамник, и холст снова натянется. Картину храните или подвесьте в неподвижном положении в помещении с постоянной температурой, не допускайте попадания прямых лучей солнца.

• Отслоение краски
Причина: слишком жирная грунтовка. Нанесенная краска недостаточно связана, возможно, она слишком густая (см. грунты, пигменты и связующие вещества).
Устранение ошибки: в таких случаях отслоившиеся участки картины можно осторожно переработать красками на смолистых маслах, которые обладают хорошей клеевой способностью. Перед этим углубления нужно выровнять шпателем (или мастихином) масляной краской нейтрального тона.

• Осыпание краски
Причины: грунт слишком сухой, плохая впитываемость. Включение пигментов, недостаток связывающих веществ.
Как избежать ошибок: существуют различные способы в зависимости от причины.
Устранение вреда: так же, как при отслоении краски.

• Краска не схватывается
Причина: перенасыщенные пигментом нижние слои краски, из-за чего разбавитель больше не в состоянии удерживать красочный слой.
Как избежать ошибки: не подмалевывайте жирным! На тему письма "жирным по тощему" см. главу о разбавителях для живописи.

• Краска растворяется
Причина: нижние слои краски растворились от разбавителя нового слоя; из-за того, что разбавитель более "тощий", чем на нижних слоях краски, он действует как растворитель.
Чтобы избежать ошибки, всегда пишите "жирным по тощему" (см. многослойную живопись).

• Растрескивание
Причины: грунт был нанесен толстым слоем; краски положены слишком пастозно (натяжение поверхности); нижний слой краски недостаточно высох; перенасыщение сиккативом в связывающих веществах, в результате произошло неравномерное высыхание относительно основы картины; картина преждевременно покрыта лаком; слишком толстый слой лака; неправильное очищение картины. Как избежать ошибки или устранить вред: за счет тщательно продуманного построения картины можно избежать преждевременного образования трещин на ее поверхности; при необходимости картину можно переработать (см. многослойная живопись), трещины "заполнятся". Готовые картины спасти не удается. Если картина слишком рано покрыта лаком, легко появляются трещины из-за различных темпов высыхания. Масляные картины никогда нельзя чистить водой или тем более мыльными растворами! За счет глубокого проникновения воды в поры красочные слои повреждаются до грунта и при определенных обстоятельствах разрушаются (отслаиваются и т. п.). Картину нужно осторожно почистить на мягкой простыне слабым растворяющим средством (лаковым керосином и смесью с терпентином) (см. связывающие средства, лаки).

• Потемнение, пожухание Причина: определяется количеством разбавителя (прежде всего льняного масла), каждая картина с "возрастом" получает так называемый "галерейный тон". Некоторые краски (коричневые земли, металлы, прежде всего свинцовые краски) со временем сильно темнеют.

Как избежать ошибки: применяйте "облагороженные масла", т.к. краски на смолистых маслах почти не темнеют и не желтеют (см. главу о пигментах); не наносите светлые краски на темные подмалевки, не применяйте свинцовые белила (чистые) для осветления!

• Разрывы и прочее на холсте По самым разным причинам чувствительные холсты, бязь и подобные материалы могут быть повреждены. Как устранить вред: шишки и вмятины на холсте можно удалить за счет сбрызгивания обратной стороны холста водой. Разрывы нужно тщательно загладить и заклеить воском, а на обратной стороне продублировать. При этом кусок холстины, который будет закрывать разрыв, наклеивают с обратной стороны некислотным клеем. Повреждения на передней стороне картины можно отреставрировать тем же материалом. В сложных случаях вам поможет художник-реставратор. Реставрационную мастерскую вы найдете в любом музее.

Отреставрированное полотно (портрет ок. 1820), 39,5 х 29,5 см, передняя сторона/ обратная сторона.

   
1 2
   



 

 

Визитка автора

Эскизы некоторых деталей

Голова

Кисти рук

Ступни ног

Фазы композиции - раздел примеров

Эскизы

Тренировка раскованности

Упражнение с прямыми штрихами

Композиция

Контраст светлого и темного/ изображение художественными средствами

Выражение

Масляная живопись

Предисловие

Введение

Профессиональные основы масляной живописи

Подготовка к работе масляными красками

Начала профессиональной живописи

Профессиональное применение масляных красок

Основные понятия учения о колорите

Изобразительные возможности создания картин

Жанры живописи

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Цвет как предмет картины и свободная композиция

Образцы упражнений и схемы для картин

Наблюдение

Приложение

Об авторе сайта


 

Hosted by uCoz