Техника наблюдения: прищуриться,
взгляд на модель и обратно
Упражняйтесь видеть целое! Для этого слегка прищурьте
глаза, смотрите сквозь ресницы. Тогда исчезают детали.
Постоянно бросайте взгляд на модель и снова на рисунок
- сравнивайте их! По возможности не меняйте положения головы,
чтобы не изменить угол зрения. Если вы делаете это в быстрой очередности,
то между моделью и вашим рисунком возникает последовательность
из двух отдельных картин, при которой, как в мультфильме, может
возникнуть впечатление движения. По этому движению вы можете распознать
погрешность вашего рисунка.
Исправление
Не бойтесь исправлять погрешности сразу и
многократно, но не пользуйтесь ластиком! Срежьте получившиеся
слишком крупными формы четкой контурной линией гранью или острием
графитового стержня или мягким карандашом. На вашем рисунке эта
линия станет определяющей, обрезанные поверхности не помешают
общему впечатлению.
Совет
Работайте примерно так, как работает с глиной скульптор:
вначале он создает заготовку (вы создаете "черновую поверхность"),
что-то отрезает от нее и что-то добавляет.
Важно не начинать фигуру с линии контура, т.е. проводить
с самого начала ограничительные линии, а затем их "заполнять".
Сохраняйте открытой окончательную форму как можно дольше продвигаясь
к ней изнутри. Благодаря этому до самого конца у вас сохраняется
возможность внесения изменений и усовершенствований. Линии проводите
только для обрезки, для прояснения формы тела и пропорций!
Вариант
Многократно повторите это упражнение со слегка измененными
позами модели (например, со скрещенными руками), но всегда стоя
фронтально или спиной. Или для разнообразия нарисуйте линии сангиной
или кистью и краской. Линии также можно провести, например, пером
и тушью или акварельным карандашом.