Материалы для живописи, связывающие
средства
Качество связывающих средств (= разбавителей и т.
п.), а также осознанное введение различных разбавителей (соответственно
задаче художника) имеет решающее значение. Самый лучший пигмент
ничего не даст, если разбавители не отвечают его требованиям.
Связывающие средства соединяют пигменты в долго
сохраняющиеся, жесткие и эластичные красочные слои и склеивают
связанные слои пигментов с грунтом картины.
Если друг на друга наносятся все более жирные слои
красок, то образуется долго сохраняющаяся, хорошо связанная с
грунтом цветная пленка. Неверное обращение и отступление от важнейших
правил живописи могут принести некоторые неприятности. Чем точнее
ваши знания относительно различных связывающих средств, их применения
и их действия, тем легче вам дается ремесленная часть художественной
работы.
Следующее перечисление ошибок даст вам необходимые
для этих целей знания.
Причины ошибок
• "Тощие" краски кладутся на "тощие" краски.
Краски "рассредоточиваются", то есть пигмент слишком
слабо связывается, связывающее средство слишком быстро улетучивается.
В результате появляется "отслаивание": нижние слои красок отделяются
от грунтовки.
• "Тощие" краски кладутся на жирные краски.
Они не "схватываются", т.е. приклеиваются плохо,
нижний слой тоже отслаивается. При высыхании может произойти образование
трещин на "тощих" слоях красок, сам цветовой слой подвергается
опасности растворения.
• "Жирные краски кладутся на жирные краски
Масла для живописи и связывающие
вещества.
Самостоятельно изготовленные
разбавители для масляных красок
|
Чистые живописные масла льняное масло, чистое
маковое масло, немного добавок!( см. обзор связывающих веществ) |
полусинтетические смолы Скипидар + лаковый
керосин 1/ 1 + алкидная смола(по употреблености) составляют
алкидный разбавитель; быстро высыхают, очень эластичные |
полумасла: льняное масло + скипидар 1/1
маковое масло + скипидар 1/1
|
Искусственные смолы:
скипидар + лаковый керосин 1/1
|
Смоляные масла/натуральные смолы: Льняное масло
+ венецианский терпентин 2/1, льняное масло + даммаров лак,
разведенный 2/1 в терпентине 1/4, льняное масло + мастиксовый
лак (как вверху) 2/1 |
+ акриловая смола составляют масляные краски
на основе искусственных смол, быстро сохнущие |
От слишком большого количества масла краски "захлебываются".
Красочные слои "намыливаются". Пленка масла в незначительной степени
связывается с пигментом. Переизбыток масла прогоркает, желтеет,
поверхность картин растрескивается. Все смолы в любом состоянии
растворяются в терпентине (за исключением алкидных смол)! Использование
связывающих веществ. Поэтому содержание связывающих веществ или
разбавителей в масляных красках не должно быть больше содержания
пигмента. разуют концы ленты нейтральных серых тонов. На палитре
должно оставаться достаточно места для смешения красок. Кладите
на палитру только нужное количество краски. В противном случае
очень быстро появится мылообразная мутная единая смесь. Смешивайте
краски не торопясь, это пойдет на пользу качеству вашей живописи!
Размер палитры и возможность смешать на ней краски должны отвечать
объему и требованиям вашей работы. Для больших работ лучше использовать
несколько палитр, например одну палитру для цветов земли или по
одной палитре для больших групп красок (теплые и холодные цвета).
Преимущества чистых масел как связывающих веществ
заключаются в результатах, которые дает связанная и затем высушенная
краска. Чистые масляные краски, связанные чистыми маслами, высыхают
за счет реакции с кислородом. Происходит изменение химического
состава, отчего прежде жидкие масла высыхают в эластичную и прочно
приставшую пленку. Чем больше проходит времени, тем более надежной
и стойкой становится эта пленка. Даже сильные разбавители уже
не могут размягчить или растворить такие слои красок. Это обстоятельство
имеет значение при:
• очищении картин (только раствором терпентина!)
• удалении старых слоев лака
• применении смолосодержащих масляных связывающих средств.
Если в чистые масла добавляют смолы, то хотя масла
и подсыхают описанным способом, содержащиеся в них смолы, за исключением
алкидов, растворяются в терпентине, так как во время процесса
высыхания их химический состав не изменяется.
Многие разбавители для масляных красок, которые
предлагают специализированные магазины, составлены из чистых масел
и смолистых веществ. Изготовители, как правило, дают необходимые
объяснения их применению и пишут об их действии. Иногда в магазинах
бесплатно выдаются инструкции о пользовании этими материалами.
Если готовые разбавители для вас слишком дороги, то готовьте их
самостоятельно. От добавления к любым смолистым маслам макового
или подсолнечного масла краска дольше сохнет. Ускорить процесс
высыхания может применение небольшого количества сиккативов (сушащих
материалов).
Смолы
Их применение уже было описано. Смолы могут дополнять
живописные масла и при изготовлении лаков являются их главной
составной частью. Различаются:
• натуральные смолы: даммар, мастике, венецианский терпентин,
смолы пинии
• полусинтетические смолы (алкидные смолы)
• и искусственные смолы (акрилы).
Новые экологически чистые связывающие
средства и разбавители для масляных красок
Не так давно в промышленности появились новые разбавители
для масляных красок, которые почти не пахнут и совершенно не содержат
скипидара. Это прежде всего должно заинтересовать страдающих от
аллергии. Новые материалы не приносят вреда окружающей среде.
Более подробно об их составе пока неизвестно. Название часто ограничивается
словом "средство" I, II с указанием на время высыхания и применение
(например: "подходит для техники глазури").
Лаки для картин
Лаки предназначены для покрытия готовой картины
и образуют защитную пленку на живописном полотне. Лаки состоят
в основном из натуральных и искусственных смол в ректифицированном
(очищенном от примесей) растворе терпентина. За счет добавления
отбеленного пчелиного воска (Cera alba) они высыхают, образуя
матовую пленку. Особенно важно полностью подсушить картину перед
покрытием ее лаком (на это потребуется минимум год), так как лак
может соединиться со слоем краски. Как уже было описано, слой
масляной краски после соответствующего времени высыхания становится
невосприимчивым к растворяющим средствам. Однако лак должен остаться
растворимым, чтобы при необходимости его можно было снять. Это
возможно за счет состава. Большинство ошибок совершают, покрывая
картину лаком, состав которого совершенно неизвестен, или накладывая
его слишком рано. То, что в первый момент смотрится красиво и
ровно, может погубить картину. Лак соединяется с верхним красочным
слоем, и его невозможно снять, не повредив изображение. Эластичная
прочность пленки разрушается, и в результате на поверхности картины
образуются трещины.
Кстати, "vernis" - французское название лака. "Вернисажем"
было названо покрытие лаком новой картины, после чего в ателье
художника устраивался небольшой праздник, на который приглашались
его друзья, коллеги, коллекционеры и люди, интересующиеся искусством.
Итак, картина долгое время оставалась в мастерской художника.
Он не мог ее сегодня закончить, а завтра выставить.
Промежуточное покрытие лаком
На сильно впитывающих грунтах краска частично "проваливается",
становится невзрачной, и картина кажется неравномерно высохшей.
Это легко устранить, если картину примерно через 4-5 недель после
ее написания покрыть тонким слоем разведенного даммарова раствора
или раствором мастикса, обычно разбавленным чистым скипидаром
в соотношении 2 : 1. Здесь, как и при окончательном покрытии лаком,
используют отдельную, предназначенную лишь для этого мягкую волосяную
кисть (модлер).
Самостоятельное приготовление покровных
лаков
Если вы запасетесь терпением, то вы сможете сами
приготовить лак, причем это обойдется вам значительно дешевле.
Для целей нашей работы будет достаточно двух видов лака. Даммарный
лак и мастичный, как уже было упомянуто, - натуральные смолы.
Они продаются в специальных магазинах. Вам вполне будет достаточно
100 г. Подготовьте также 2-3 хорошо закрывающиеся банки емкостью
ок. 0,5-1 л. Сначала несколько кусочков даммара растворите в скипидаре.
При непрямом теплом солнечном свете даммар растворится без вашего
вмешательства. На дне сосуда появится мутный осадок. Полученный
раствор перелейте в чистую баночку, при необходимости профильтровав
через сито или фильтровальную ткань (нейлон, марлю, кофейное ситечко
и т. п.). Полученный концентрат можно развести скипидаром примерно
в соотношении 1 : 4. Лучше всего перелить терпентин в бутылку
через воронку. Так же изготавливается лак на основе мастикса (белый,
почти прозрачный ).
• Даммарный лак
После высыхания дает шелковисто-матовый блеск, светлый и бесцветный
(в России лаки на основе смол продают готовыми). За счет небольшого
добавления осветленного пчелиного воска поверхность будет совершенно
матовой. Такой лак годится для окончательного покрытия, а также
для "поднятия на поверхность запавших" участков картины в результате
промежуточного покрытия лаком. Растворяется в скипидаре.
• Мастиксовый лак
После высыхания дает шелковистый блеск; более мягкий, чем даммарный
лак.
Оба вида лака можно наносить кистью.
Обычно продающиеся в магазинах лаки-спреи (в аэрозольных
упаковках) лучше не применять (вредно для окружающей среды), кроме
того у них быстро забивается выходное отверстие.
Грунты
Здесь качество материала тоже определяет качество
работы - прочность, долговечность и яркость красок.
Лучших результатов достигают, если работают с натуральными
материалами, такими, как льняное масло. Из льна изготавливается
как льняное масло, так и холсты. Если грунт будет сделан на той
же основе - например, полумеловой грунт, содержащий лак на льняном
масле (см. грунты), - и слои красок будут состоять из связанных
льняным маслом пигментов (то есть из чистых масляных красок),
то круг замкнется в полноценное единство материала. В этом случае
можно ожидать хорошего качества и долговечности работы.
Краски для живописи и грунты должны составлять единое
целое.
Для всех видов грунтов есть правило: они должны
быть сделаны заранее!
Виды грунтов
Картон, фанера, дерево, различные ткани, такие,
как бязь, смесовая хлопчатобумажная ткань, саржа и лен различных
плотностей и зернистости, а также джут и так называемая мешковина,
вполне подходят для масляной живописи. Вы можете отказаться от
этой работы, купив готовые загрунтованные полотна. Но здесь вы
проигрываете в цене, так как цена загрунтованного полотна увеличивается
в несколько раз (см. подготовку к масляной живописи: грунты).
Инструмент для живописи
Палитры
Палитры - это "пульты" смешивания красок. Здесь
подготавливается то, что составляет волшебство и поэзию картины.
После длительного использования палитры художников сами по себе
становятся небольшими, спонтанно появившимися произведениями искусства.
Я храню свою палитру еще со времен моей учебы в школе, с тех пор
я ее не использую, просто держу на память. Она отражает мое "развитие",
в известной степени повторяя "путь, пройденный краской".
Палитры
Палитру необязательно тщательно чистить, как иногда
рекомендуется. Высохшие слои красок сами по себе защищают ее поверхность
и даже стабилизируют материал, из которого она сделана. Палитра,
на которой остались следы работы, может вдохновить на новые картины.
"Палитра" палитр весьма обширна. От маленькой тарелки
ее площадь может достигать размера большого стола. Это зависит
от художественных проектов, которые выполняет художник. В конце
концов сама поверхность картины может стать палитрой, если на
ней "смешиваются" определенные валеры (цветовые тона).
Виды и материалы для палитр
Для палитры годится стекло, шлифованное по краям.
Годятся и деревянная, и фанерная палитры, перед этим загрунтованные
белой дисперсной краской.
Ручную палитру можно изготовить самостоятельно,
так как в магазинах они довольно дороги. Разумеется, палитра совершенно
необязательно должна быть из редкой дорогостоящей древесины. Для
эскизов на пленэре очень практичны складные ручные палитры: две
равные по размеру палитры соединяются по длинной стороне шарнирами.
В сложенном состоянии остатки красок не будут так быстро высыхать,
так как к ним будет закрыт свободный доступ света и кислорода.
Тем самым можно продлить время работы старыми красками.
Имеются блоки палитр, которые состоят примерно из
10 отрываемых листов пергаментообразной бумаги. Такие "одноразовые"
палитры кажутся очень практичными, однако, с другой стороны, это
ненужный мусор, если только их не использовать как основу для
новой картины.
В приложении к этой книге вы найдете шаблоны для
самостоятельного изготовления палитры.
Расположение красок на палитре
Расположение красок на палитре.
Исходить нужно из областей основных цветов: желтого,
красного, синего и белого (в ряде российских изданий основными
цветами называют три цвета - красный, желтый, синий). Им подчиняются
соответствующие цветовые группы. Теплые цвета должны быть отделены
от группы холодных цветов. Собственное место должны получить и
цвета земли. Белый и при необходимости черный образуют концы ленты
нейтральных серых тонов.
На палитре должно оставаться достаточно места для смешения красок.
Кладите на палитру только нужное количество краски. В противном
случае очень быстро появиться мылообразная мутная единая смесь.
Смешивайте краски не торопясь, это пойдет на пользу качеству вашей
живописи! Размер палитры и возможность смешать на ней краски должны
отвечать объему и требованиям вашей работы. Для больших работ
лучше использовать несколько палитр, например одну палитру для
цветов земли или по одной палитре для больших групп красок ( теплые
и холодные цвета).
Штекеры палитр
Без них вы сможете обойтись, но так называемые штекеры
палитр, куда можно поставить художественное масло, очень практичны.
Так все стоит рядом друг с другом. Это особенно приятно при этюдах
на пленэре. Штекер можно заменить обычной маленькой, хорошо закрывающейся
баночкой.
Время от времени, прежде всего по окончании живописной
работы, с палитры нужно отскребать краску не используемым в хозяйстве
ножом. Даже если там появляются целые пейзажи и цветные горы,
то все равно эту краску можно без труда удалить. Затем палитру
нужно немного отшлифовать (грубой наждачной бумагой) и покрыть
маслом щетинной кистью.
Отработанные остатки, в том числе масляных красок,
нужно собрать в отдельный пакет и выбросить в специальный мусорный
ящик!
Кисти, шпатели, мастихины
В масляной живописи в основном используются кисти
из свиного щетинного волоса, а для более тонких работ -кисти из
коровьего волоса. Вы можете отказаться от кистей из колонка, белки
и соболя. Они требуются только для очень тонких детальных проработок
(сравните список необходимых для начала предметов: кисти, стр.
189). Используйте только кисти из натурального волоса! Кисти из
синтетического волоса совершенно гладкие и поэтому забирают очень
мало краски. Кроме этого некоторые из них еще и неустойчивы относительно
растворов. Хорошая кисть сохраняет свою форму без какого-либо
вмешательства, она без проблем возвращается в исходную форму,
из нее не выпадают волоски. Хорошие кисти остроконечной формы
остаются прямыми, их волосы не нужно подстригать, или укладывать
в остроконечную форму, или "приглаживать". "Распушив" кисти между
пальцами и сгибая волосы в разные стороны, проверяют, держит ли
кисть форму. По возможности покупайте кисти без шва на обжимном
кольце, они более прочные, а также с длинными, нелакированными
черенками. С таких черенков при очищении не сотрется лак и не
вызовет дополнительного загрязнения кистей. Большие массы красок
смешиваются шпателем. Живописные шпатели годятся для этого лучше
всего, так как они, выкованные очень тонко, чрезвычайно эластичные
и при перемешивании красок чуть сгибаются. Шпателями можно также
"рисовать"(здесь и далее по тексту автор нередко называет рисованием
некоторые живописные, чаще всего подготовительные приемы) (см.
техника живописи шпателем). При этом гладко нанесенные слои красок
накладываются друг на друга или рядом друг с другом, в результате
на поверхности картины появляется типичная цветовая структура.
Для наших целей будет достаточно одного узкого и одного чуть более
широкого живописного шпателя.